АИИК удалось частично снять избыточные бюджетные ограничения регионов и муниципалитетов

29.05.2025

Федеральный закон от 13.07.2024 № 177-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 177), дополнив статьи 85, 86 и 107 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (БК РФ), установил бюджетные ограничения для дотируемых субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на принятие на себя новых (с 2025 года) бюджетных обязательств по долгосрочным соглашениям: концессионным соглашениям, соглашениям о ГЧП/МЧП и договорам лизинга.

Закон № 177-ФЗ породил правовую неопределенность в отношении соглашений о ГЧП/МЧП, на которую указывали эксперты АИИК еще на этапе его принятия: если в отношении концессионных соглашений при расчете расходных обязательств региональных и муниципальных бюджетов учитывались только капитальный грант и плата концедента (то есть, компенсация субъектом РФ или муниципальным образованием части затрат инвестора соответственно, на создание и на эксплуатацию объекта концессионного соглашения), то для соглашений о ГЧП/МЧП виды расходных обязательств не уточнялись. Помимо капитального гранта и платы публичного партнера, относимых к безусловным расходным обязательствам, концессионные соглашения и соглашения о ГЧП/МЧП могут предусматривать также и условные обязательства, по которым выплаты производятся только при наступлении определенных оговоренных соглашением событий. К ним относятся компенсации при расторжении соглашения, условия о минимальном гарантированном доходе частного партнера, пени и штрафы за невыполнение или просрочку выполнения публичной стороной своих обязательств и другие выплаты. В результате расчетная долговая нагрузка на регионы и муниципальные образования по таким соглашениям может быть кратно больше, чем долговая нагрузка по концессионным соглашениям с аналогичными условиями. И если такие обязательства по концессионным соглашениям не учитываются при расчете долгосрочных расходных обязательств, логично было бы их не учитывать и в соглашениях о ГЧП/МЧП. Иначе это привело бы к снижению привлекательности соглашений о ГЧП/МЧП для публичных партнеров и неоправданным ограничениям на заключение субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями новых соглашений, содержащих долгосрочные расходные обязательства.

Благодаря усилиям АИИК в разъяснении последствий нечетких формулировок, прежде всего, с представителями Минфина и Минэкономразвития России, обнародовании позиции членов АИИК на различных публичных мероприятиях, в том числе, на ежегодном форуме «Инфраструктурные инициативы бизнеса» в феврале 2025 года предложения рынка были услышаны. Федеральным законом от 21.04.2025 № 84-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году» (далее – Закон № 84-ФЗ) эта правовая неопределенность была устранена. В новой редакции 85, 86 и 107 статей БК РФ уточняется, что в соглашениях о ГЧП/МЧП учитываются только капитальный грант и плата публичного партнера.

Интересно, что законопроект № 875792-8[1], внесенный в Государственную Думу Российской Федерации 26 марта 2025 года, изначально не содержал уточняющие поправки в статьи 85, 86 и 107 БК РФ, а касался лишь статей 14 и 15. Но уже 8 апреля 2025 года законопроект был дополнен нужными поправками и тут же прошел сразу второе и третье чтение, а 21 апреля был подписан Президентом России и опубликован.

Предложения АИИК не ограничивались только указанными уточнениями. В частности, мы предлагали учитывать расходные обязательства регионов и муниципальных образований при расчете обязательств по статье 107 БК РФ, не сравнивая текущие доходы бюджетов соответствующих уровней с расходными обязательствами за весь срок действия соглашений, а учитывая доходы и расходные обязательства год к году. Мы также предлагали не учитывать в качестве расходных обязательств те, которые финансировались за счет безвозмездных поступлений федерального бюджета или (применительно к муниципальным обязательствам) бюджета субъекта Российской Федерации. АИИК продолжит взаимодействие с Правительством России и федеральными органами исполнительной власти, чтобы снять избыточные бюджетные ограничения с регионов и муниципалитетов и тем самым обеспечить привлечение внебюджетных инвестиций в концессии и ГЧП/МЧП на региональном и муниципальном уровнях.


[1] https://sozd.duma.gov.ru/bill/875792-8