Несмотря на продолжительную историю рынка устойчивого финансирования, «зеленые» финансовые инструменты на российском рынке по-прежнему не являются массовым продуктом, в том числе для отраслей проэкологической направленности. При этом последовательное проникновение устойчивой повестки прослеживается как на высокотехнологичных, так и на консервативных строительных и производственных рынках, в коммунальной сфере.
В авторской статье Светланы Дубинчиной, Члена Экспертного Совета АИИК, Партнера Практики Инфраструктуры и ГЧП АБ «Проспект»,делаются акценты на особенности инструмента «зеленых» облигаций как способа привлечения капитала на финансовых рынках, описывается уже созданная инфраструктура рынка, механизмы его регулирования, приводятся материалы существующих дискуссий, а также делается акцент на особых требованиях к корпоративной культуре «зеленых» эмитентов, которые должны учитываться каждым потенциальным интересантом.
I. Особенность момента
Системное регулирование рынка «зеленого» финансирования действует в течение длительного времени. В обществе существует негласно устоявшийся консенсус, что «зеленое» финансирование в России имеет свое акцентированное развитие: поддерживаемые направления развития и применения технологий, внедряемых с его привлечением, определяются нормативно и, как правило, встраиваются в последующем в мероприятия соответствующих федеральных проектов. Однако, по итогам 2023-2024 гг. объем «зеленых» облигационных выпусков (социальные, «зеленые» и переходные долговые бумаги) является незначительным: в 2024 году – 52,8 млрд руб., что в почти в три раза меньше, чем в 2023 году, и в четыре раза меньше, чем в 2021 году. Некоторые крупные выпуски в 2024 году были отложены или не состоялись несмотря на бурный рост рынка обычных облигаций.
II. Акценты – в чем особенность «зеленого» инструмента (внутреннее содержание и существующая инфраструктура)
«Зеленый» финансовый инструмент предполагает контроль над расходованием привлеченных средств, обязанность по раскрытию дополнительной информации о проекте, дополнительные формы нефинансовой отчетности, открытость в части информации об экологическом риске, а также отдельную ESG-функцию внутри организации-эмитента, поэтому подготовка проектной компании к выпуску «зеленых» облигаций – это обеспечение интеграции в корпоративную документацию и культуру компании каждого из указанных элементов. Обратим внимание на некоторые из них более подробно.
1) Публичность и отчетность
В последнее время инвестпроекты в инфраструктурном секторе рассматривались как высокорисковый сегмент, связанный с высокой вероятностью роста стоимости строительства, большими транзакционными издержками, технологическим риском применения и освоения новых технологий, наличием высокой социальной и административной нагрузки на бизнес. Однако сохранение в течение длительного времени высокой ключевой ставки ЦБ РФ повысило интерес различных секторов инфраструктуры к рынку ценных бумаг (далее – РЦБ). «Зеленый» сегмент как часть этого рынка требует от любого потенциального эмитента, будь то проектная компания или системный игрок, учета требований к открытости информации о соответствующих проектах, выпусках ценных бумаг и деятельности эмитента в целом.
Основным трендом 2024 года стало постепенное внедрение национального стандарта отчетности об устойчивом развитии, разработанного Экспертным советом по устойчивому развитию при Минэкономразвития России. Стандарт подготовлен в рамках реализации поручений Президента РФ и положений Стратегии социально-экономического развития РФ о снижении уровня выброса парниковых газов до 2050 года. До настоящего времени Стандарт не принят,[1] осуществляется его доработка с целью принятия до конца 2025 года. Многие эксперты отмечают, что уже сейчас многие компании переходят к негласному применению нового стандарта, при этом общий тренд на ориентир применения на российском рынке международных стандартов GRI, ISO, IIRF[2] все равно сохраняется.
Национальный стандарт будет рекомендован преимущественно для компаний государственного сектора экономики, но он также рекомендован «для иных юридических лиц, заинтересованных в раскрытии информации и повышении информационной прозрачности своей деятельности», кем безусловно являются эмитенты «зеленых» финансовых инструментов.
2) Стратегия зеленого финансирования эмитента – почему это важно
Наличие стратегических документов, определяющих приоритетные цели и задачи компаний – признак, характерный для публичных обществ со сложной корпоративной структурой. Традиционно вопрос определения приоритетных направлений развития таких компаний является компетенцией совета директоров. Для специальной проектной компании наличие такой стратегии никогда не предполагалось. Однако потребность в публичности, которая возникнет при привлечении «зеленого» финансирования на РЦБ потребует последовательного введения планирования деятельности таких компаний, наличия у них стратегий, подтверждающих следование определенным подходам при реализации проектов.
Неотъемлемой частью выпуска «зеленого» инструмента является наличие независимого заключения о соответствии принципам, связанным с устойчивым развитием, при подготовке которого профессиональным верификатором проводится оценка наличия и достаточности у инициатора политики и процедур для соблюдения требований целевого использования денежных средств и управления ими. В настоящее время Стандарты эмиссии ценных бумаг[3] требуют прямого указания в решении о выпуске облигаций принципов и стандартов, которым соответствует проект, описание того, как цели и направления использования денежных средств, полученных от размещения облигаций, соотносятся со стратегией устойчивого развития, как эмитент планирует выявлять риски возникновения негативных последствий для окружающей среды и социальной сферы и управлять такими рисками. Таким образом, наличие документа, определяющего системный взгляд эмитента на отбор проектов, выбор технологических решений, контроль за их реализацией и достижением конкретных показателей, которых стремится достичь компания, – базовые требования для выхода на рынок «зеленого» финансирования.
Для привлечения денежных средств на РЦБ вне зависимости от выбранного инструмента характерным является предварительная подготовка эмитента: корректировка системы корпоративного контроля, раскрытие отчетности, принятие регламентов, позволяющих обеспечить контроль за финансовыми потоками. В случае с выпуском «зеленых» облигаций, помимо традиционных процедур подготовки эмитента, необходимо дополнительно разработать стратегические документы компании по работе с устойчивым риском и политик контроля за расходованием привлеченных денежных средств.
3) Корпоративный контроль – особенности «зеленых» эмитентов
Предметом оценки при проведении верификации инструмента устойчивого развития является в том числе организационная структура инициатора, в ряде случаев включающая экологическое подразделение (комитет, проектный офис) или должностное лицо, ответственное за вопросы экологии, и распорядительные документы о таком подразделении и (или) ответственном лице. При привлечении внешних специалистов (консультантов) – порядок их отбора, информация о ранее привлеченных специалистах (с соблюдением ограничений о конфиденциальности информации).
Практика наличия при органах управления подразделений, ответственных за отдельные направления стратегического развития в компании, является достаточно распространенной для публичных обществ. В рамках СПК представить наличие отдельной структуры, ответственной за систематизацию работы по реализации устойчивой повестки, сложнее. Тем не менее, для компаний, успешно разместивших «зеленые» и устойчивые выпуски, наличие соответствующих внутренних комитетов становится характерным.[4]
4) Технологическая составляющая как базовый элемент «зеленых» проектов
«Зеленая» составляющая – это дополнительная, но разумная нагрузка на эмитента облигаций, с учетом того, что выпуски заявляются для реализации проектов с экологической составляющей.
В условиях высокой стоимости заемного капитала на рынке, такие выпуски вызывают заинтересованность со стороны эмитента, как правило, либо в связи с наличием публичного и имиджевого интереса в продвижении определенных корпоративных и общественных ценностей, либо в связи с наличием дополнительной поддержки со стороны публичных партнеров и (или) организаций финансового сектора, заинтересованных в размещение своих активов в «зеленые» облигации. В текущей действительности это означает выбор определенного технологического решения, которое включено в таксономию устойчивого развития[5] и таксономию проектов технологического суверенитета и структурной адаптации[6]. Сенсорные по отношению к экологическому фактору проекты представлены как в той, так и в другой таксономии, и отражены в нескольких федеральных проектах. В ближайшее время предполагается уточнение и актуализация отдельных критериев таксономии устойчивого развития: проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587» опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения по адресу в сети Интернет: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=156021. Данные изменения системно не меняют ранее заявленный подход к технологическому выбору, но содержат необходимую актуализацию в связи с изменениями, вводимыми в 2025 году в справочники наилучших доступных технологий.
Минэкономразвития РФ и ЦБ РФ[7] в настоящее время рассматривают возможность распространения подходов, применяемых при оценке риск-весов для кредитов и облигаций, направленных на развитие проектов техсуверенитета, также на проекты устойчивого развития. На кредиты и облигации под такие проекты планируется выделить 30% лимита экономии капитала, которую регулирование дает под проекты техсуверенитета и САЭ. В зависимости от качества проекта устойчивого развития снижение риск-веса может составлять 10-50% от базового – такое же, как для проектов САЭ, что должно повысить заинтересованность банков финансировать больше проектов и направлять в них высвобождаемые резервы.
5) Системная инфраструктура РЦБ и отдельные моменты, связанные с процедурой эмиссии – статус и готовность
5.1) Инфраструктура РЦБ
Предполагаемый ориентир на РЦБ как источник финансирования инфраструктуры в настоящее время не случаен: предполагаемое снижение ключевой ставки ЦБ РФ по ожиданиям рынка повышает вероятность частичного перераспределения данных средств из традиционных консервативных депозитов в иные инструменты. Один из ожидаемых трендов на рынке – занятие ниши облигационного финансирования, для чего необходимо «подсвечивание» и продвижение «зеленых» финансовых инструментов на РЦБ.
Важно подчеркнуть, что ключевая инфраструктура «озеленения» поступательно была сформирована основными игроками рынка. В настоящий момент она представлена отдельными секторами устойчивого развития на Московской и СПб-Бирже, институтами развития (ВЭБ.РФ и ППК «РЭО»), системой верификаторов финансовых инструментов, реестр которых ведется ВЭБ.РФ. Расширение практики раскрытия нефинансовой отчетности как в соответствии с международными стандартами GRI, ISO, IIRF и иными международными стандартами, так и в рамках внедряемого национального стандарта нефинансовой отчетности, также должно способствовать развитию «зеленых» инструментов.
Помимо вышесказанного, если говорить о развитии инфраструктуры «озеленения», Агентством стратегических инициатив и Правительством Москвы было создано АНО «Общественный капитал», в функции которого входит осуществление деятельности оператора системы верификации соответствия деятельности компаний Стандарту общественного капитала бизнеса (далее – Стандарт) и обеспечение функционирования системы такой верификации. Расширение применения данного национального стандарта нефинансовой отчетности предполагает, что составленная компаниями отчетность будет подлежать опубликованию, а рассчитанные на ее основе показатели деятельности проходить верификацию (оценку) у отобранных оператором системы верификаторов (аудиторов и рейтинговых агентств), после чего проходить проверку у оператора и вноситься им в реестр значений таких показателей. Данный реестр будет вестись оператором и носить публичный характер. В последующем, согласно положениям проекта Стандарта, организации смогут претендовать на получение мер господдержки в случае, если сведения о соответствии деятельности организации целевым значениям показателей общественного капитала бизнеса будут внесены в указанный реестр.
5.2) Эмиссия
Если говорить о самой процедуре выпуска «зеленых» инструментов, то нормативно она имеет ряд особенностей, закрепленных в Главе 65 Положения Банка России от 19.12.2019 N 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг». Верификация финансового инструмента – ее обязательная часть. На предмет наличия «зеленого» элемента потенциально верификации может быть подвергнут как инструмент, направленный на прямое финансирование, так и на рефинансирование «зеленых» проектов, в том числе на рефинансирование по тем финансовым продуктам, которые ранее не проходили верификацию в качестве «зеленых» инструментов, однако направленных на реализацию проектов, соответствующих критериям Постановления Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587.
Таким образом, потенциально основные контуры инфраструктуры фондового рынка для «зеленых» облигаций применимы для использования как при первичном привлечении капитала, так и для сделок по рефинансированию, что при стимулировании интереса к «зеленому» сектору со стороны государства должно способствовать повышению интереса к использованию данного вида облигаций во многих отраслях.
Итог
Анализ «зеленого» облигационного инструмента в очередной раз подчеркивает, что его реализация потребует от эмитента последовательного корпоративного поведения на протяжении всего цикла каждого такого проекта и дополнительных затрат. В моменте ведущие эксперты фиксируют[8], что процентная ставка по «зеленым» и устойчивым облигациям принципиально не отличается от ставки по классическим корпоративным облигациям, их приобретение не сопряжено с получением инвестором потенциальных налоговых льгот. В этой связи в информационном поле активно обсуждается поиск мер стимулирования основных игроков рынка инфраструктуры для повышения их заинтересованности в выборе в их пользу. Возможные меры регуляторов по введению специальных правил резервирования для финансирующих организаций, предоставляющих займы на реализацию проектов устойчивого развития, могли бы конструктивно сказаться на высвобождении дополнительных кредитных ресурсов для финансирования новых проектов, которые могут быть отнесены к категории «зеленых».
[1] Проект Постановления Правительства РФ «О Стандарте общественного капитала бизнеса» размещен 16 сентября 2024 г. на Федеральном портале нормативных правовых актов по адресу: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=150788 представлен для антикоррупционной экспертизы (далее – проект Стандарта).
[2] По данным исследования Рейтингового агентства «АКРА» «Нефинансовая отчетность российского бизнеса: взгляд в 2025 год», размещено по ссылке https://www.acra-ratings.ru/research/2799/.
[3] Пункт 65.1.1 Приложения 11 к Положению Банка России от 19 декабря 2019 года N 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг».
[4] Примером тому является выпуск зеленых облигаций ООО «ЭкоЛайн-ВторПласт», где компания изначально выстраивала себя как «зеленый эмитент», последовательно выстраивая свою корпоративную структуру, исходя из требований рынка к данному виду инструментов. Информация доступно в сети Интернет по адресу: https://www.eco-vp.ru/emissiya
[5] Определены в Постановлении Правительства РФ от 21.09.2021 N 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации».
[6] Определены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2023 N 603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации».
[7] Доступно по адресу в сети Интернет: https://www.kommersant.ru/doc/7639816.