Газпромбанк: «Концессионные проекты стали уже привычными и для службы рисков, и в целом для всей отрасли. Но нужно развивать и параллельные механизмы финансирования инфраструктуры»

26.04.2024

Первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов выступил на пленарном заседании «Инфраструктурное строительство: основные приоритеты» НФИК.

В ходе мероприятия генеральный директор НАИК Мария Ярмальчук отметила, что Газпромбанк, #МЕГАИГРОК на рынке ГЧП, который является членом АИИК, несмотря на любые сложности и высокие ключевые ставки, все равно остается в лидерах и реализует новые проекты с невероятным трафиком. На что Алексей Чичканов подчеркнул очевидность сложности проектов, какими являются дорожные и инфраструктурные, и что без государственной поддержки реализовать их невозможно. «Маржа низкая, риски большие, десятки миллионов тратятся на консультантов, долгие переговоры по соглашениям, всегда субьективные исследования о трафике. Риск огромный, потому что концентрация нескольких десятков миллиардов рублей находится на одном заемщике», — рассказал он.

Спикер особо отметил слова вице-премьера Марата Хуснуллина – «если дорога позволяет окупать хотя бы 10% от CAPEXа и не требует бюджетных расходов на содержание, эти проекты нужно реализовывать».

«Это, действительно, так. Когда миллиардные OPEXы в течение 20, 30 лет, полностью финансируются за счет платного трафика, то даже 5-10% от стоимости дороги – это уже большой плюс и для экономики региона, и для бюджета дорожного фонда и для “револьверности” таких проектов в регионе. Но понимают это немногие – большинству нужна 100%-ая или хотя бы 50%-ая окупаемость за счёт платы от проезда, а такие возможности могут быть только у Москвы. Конечно, без капитального гранта и субсидирования процентных ставок такие проекты невозможно финансировать из внебюджетных источников», — подчеркнул Алексей Чичканов.

Он также рассказал, что крайне сложно каждый раз обосновывать, как будет происходить окупаемость инвестиций, выданных под 20%.

«Банкиры, которые финансируют инфраструктурный рынок, находятся в сложной ситуации, обосновывая перед коллегиальными органами своих организаций возможность финансирования таких проектов, но есть желание и понимание, что все сидят в одной лодке.Если мы не будем вместе с государством разрабатывать новые креативные подходы к финансированию в стройке, то стоимость строительства будет расти и мы все время будем опаздывать. Дефицит инфраструктуры будет не сокращаться, а нарастать. Расчеты показывают, что чем раньше начинается финансирование даже с рыночной, а не льготной ставкой, то тем более выгодным оказывается проект. Нужно быстрее взять кредит, быстрее вложить эти деньги в строительный проект, чтобы он скорее был введен в эксплуатацию, начал приносить социально экономические эффекты и, в конце концов, окупаться», — сообщил Алексей Чичканов.

Газпромбанк приводит пример такого уникального проекта почти на 500 млрд руб. на реконструкцию Восточного полигона, причем не по концессии, а через генподряд с рассрочкой платежа.

Как заметил первый вице-президент Газпромбанка, концессионные проекты стали уже привычными и для службы рисков, и в целом для всей отрасли. Но нужно развивать и параллельные механизмы финансирования инфраструктуры. Они подходят не для всех проектов – только для тех, где наиболее качественный заемщик и регресс на того, кто в конце концов будет выплачивать деньги. В частности, Госкомпания «Автодор» – это как раз такой заемщик, самый крупный концедент в стране, на которого можно рассчитывать регресс.

«Есть также серьезные строители, которые десятилетиями надежной работы доказали, что они могут подписаться под стоимостью, из которой строится вся финансовая модель. Но без механизмов субсидирования для региональных проектов, где невысокий процент окупаемости капитальных затрат, нельзя», — резюмировал Алексей Чичканов.

В свою очередь Мария Ярмальчук напомнила, что когда ставка была еще выше – 18%, постановлением Правительства №1044 был разработан механизм субсидирования процентной ставки на концессионные и иные инфраструктурные проекты. Газпромбанк активно принимал участие в этой работе, и механизм был быстро реализован, а многие знаковые объекты запущены именно в период высоких ставок. Структурирование проекта обычно занимает время, и пока оно будет подготовлено, ставка уже пойдет вниз.