ГД приняла в I чтении закон о реконструкции частных промышленных объектов через ГЧП

26.06.2024

Законопроект предлагает дополнить закон о ГЧП и муниципально-частном партнерстве новыми нормами, предусматривающими особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашения о ГЧП, публичным партнером в котором является Российская Федерация, в отношении реконструкции объекта промышленности, принадлежащего на момент заключения такого соглашения о ГЧП частному партнеру на праве собственности либо в отношении строительства объекта промышленности на земельном участке, находящимся в собственности частного инвестора.

Также предлагается установить закрытый перечень критериев, которым должен соответствовать проект ГЧП:

  • объем финансирования реконструкции объекта соглашения о ГЧП должен быть не менее 10 млрд руб.,
  • при этом не менее 15% от общего объема должны составлять собственные средства частного партнера,
  • проект ГЧП должен соответствовать требованиям к проектам технологического суверенитета или проектам структурной адаптации экономики РФ, установленным Правительством,
  • объем финансирования публичным партнером строительства или реконструкции, эксплуатации и технического обслуживания объекта соглашения о ГЧП не должен превышать в совокупности объема финансирования за счет собственных средств частного партнера и заемных средств и (при наличии) размера платы частного партнера за период действия соглашения.

В случае реализации проекта ГЧП земельный участок, лесной участок, водный объект, часть водного объекта, участок недр могут принадлежать на момент заключения соглашения о ГЧП частному партнеру на праве собственности. Вместе с тем предусматривается заключение соглашения о ГЧП в рамках механизма «частной инициативы», что позволит частному инвестору представить свое предложение и заключить соглашение ГЧП в случае непоступления предложений от иных заинтересованных лиц.

«Мы видим большую заинтересованность бизнеса в государственно-частном партнерстве. Объем инвестиций по концессионным соглашениям и ГЧП в 2023 году составил почти 1 трлн руб. Это рекорд, на 31 млрд руб. превышающий аналогичный показатель 2022 г. Полагаем, что тренд на увеличение объема инвестиций по соглашениям ГЧП сохранится и в 2024 г. Минэкономразвития как регулятор постоянно совершенствует сферу ГЧП. Новые поправки к федеральному закону о ГЧП станут серьезным импульсом для развития этого механизма в качестве меры поддержки крупных инфраструктурных проектов», — пояснил первый заместитель министра экономического развития Илья Торосов.

Как пояснил председатель комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов, предлагаемые изменения могут открыть новые возможности для реализации проектов ГЧП в сфере промышленности.

«Механизм будет таким: инициатор направляет в Правительство РФ предложение о реализации проекта ГЧП, которое будет далее направлено в Минпромторг России. Принятое решение о реализации проекта будет размещаться на 45 дней на портале torgi.gov.ru, чтобы собрать заявки о возможности реализации такого же проекта от иных заинтересованных лиц. Если других заявок не поступит, то с инициатором проекта заключат соглашение о ГЧП. При поступлении заявок от иных лиц, соответственно, предлагается проведение конкурса. Реализация таких проектов позволит уйти от зависимости от импортных технологий», — отметил Гаврилов. 

  • Напомним, в разработке данного законопроекта непосредственное участие принимала Ассоциация инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК).