Главное про инструменты инфраструктурного развития с ПМЭФ-2024

10.06.2024

Илья Торосов, первый заместитель Минэкономразвития РФ, рассказал на ПМЭФ-2024 об основных инвестиционных инструментах.

Так, рост инвестиций в основной капитал стал рекордным за 12 лет, показав увеличение более 10%, позитивная динамика достигнута в ГЧП и других инструментах поддержки.

Главные инструменты – это ГЧП и концессии, Фабрика проектного финансирования, ФНБ, техсуверинитет и все, что с ним связано. Это 4 главных механизма, которые активно поддерживаются и продвигаются, и везде есть свои рекорды.

Механизм концессий существует 19 лет. В ГЧП общий объем законтрактованных инвестиций составляет 4,8 трлн руб., по итогам 2023 г. – рекордный почти 1 трлн новых соглашений и инвестиций. Основной вклад дали социальные объекты, впервые выйдя в лидеры с точки зрения структуры.

«Два закона расширяем с точки зрения ГЧП и концессий – в космосе и промышленности. В первом ключевой момент, что это коммерческий космос, в нем ожидается большой потенциал. Запросы от бизнеса большие, законопроект был принят 28 мая в 1 чтении. Это будет большим стимулом. Наша главная задача, как государства, – расширить инструментарий, предоставить все возможные вариации во всех сферах для четкого и прозрачного ведения бизнеса, и это дает нам результаты», — отметил Илья Торосов.

А достигнутый в 2023 году результат – это результат принятого год назад Закона по ГЧП, который прорабатывался 3 года совместно с бизнесом, Государственной Думой и Советом Федерации.

«Наша главная задача – вопреки стоимости финансирования и всем другим турбулентностям показать рекордные достижения. Что касается промышленности, никогда концессий в частных промышленных предприятиях не было – эта сфера расширяется. До ПМЭФ мы договорились в Аппарате Правительства, что дадим отзыв на законопроект, а до конца года минимум первое чтение, а может и все пройдем», — сообщил замминистра.

Важные моменты законопроекта: общий объем инвестиций в проект более 10 млрд руб., доля собственных средств – 15%, прямое финансирование государства – менее 50%, «чтобы в собственность государства не переходило».

«Такой механизм можно получить как уже на действующих промышленных предприятиях, так и на новых. Это будет огромный всплеск в части государственных ГЧП проектов. Конечно, это имеет отложенный эффект. И все понимают, что это сложные технологические и инвестиционные проекты… На прохождение всех этапов до получения финансирования необходим как минимум год. Всплеск ожидаем в 2025-2026 г.», — резюмировал Илья Торосов.

Инвестиции Фабрики проектного финансирования – уже финансируется 31 проект на 2,1 трлн руб., еще 9 проектов на 1,8 трлн руб. в работе, по ним приняты решения.

«Выйдем на показатель 3,8 трлн подписанных соглашений до конца года… Продолжаем хеджировать процентную ставку. В этом году заложили 65,8 млрд руб. на выплату процентов по Фабрике – и это главная помощь сейчас для всех проектов. Будем смотреть на ее расширение.

Есть пайплайн по Фабрике – более 50 проектов, которые нужно смотреть».

По ФНБ за 2022-23 гг. профинасировано уже 2,2 трлн руб., до 2027 г. будет еще профинансировано более 2 трлн руб., в том числе, на ВСМ выделят 300 млрд.

«Главное – раскачать механизм по аналогии с ГЧП и концессией и ждать от бизнеса предложений».

Запуск таксономии техсуверинитета – это поддержка институтов развития через гарантию 50% ВЭБ.РФ, специальные отраслевые меры поддержки и регуляторика центрального банка.

«Это комплексный, синергетический эффект, где Центробанк, Правительство и институты развития вместе будут поддерживать проекты, которые важны для страны. Уже есть 12 проектов на 264 млрд руб. Понятно, что амбиции ближе к триллионам, поэтому будем дальше максимально стимулировать этот продукт. В нее планируется включить строительство электростанций, Северный Морской путь и пр. Прорабатывается риск-вес по облигациям, как механизм таксономии».

  • Также Илья Торосов напомнил, что по поставленной задаче Президента России, рост инвестиций в основной капитал до 2030 г. должен составить не менее 60%.

«ГЧП в промышленности и космосе – это внешне привлекательный вопрос, но внутри сложно структурируемый». Об этом заявил Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов.

По его словам, многим государственным ведомствам не хотелось бы, чтобы развитие ГЧП привело к потере контроля за «чувствительными элементами этого процесса».

«Мы должны грамотно структурировать этот процесс, чтобы он был привлекательным для частного инвестора. По промышленности – это новый подход, мы готовимся к серьезному обсуждению. По мнению Минфина, он, возможно, требует бюджетных средств – нужно оценить эти параметры. Важно, что объектом будет бизнес партнера, а не государственное имущество. И государство будет брать на себя риски, дополнительное финансирование, но – что очень важно – участвовать в управлении проектами. Это значимая история с точки зрения внедрения отечественных технологий, стандартов», — подчеркнул Сергей Гаврилов.

Говоря о крупных инфраструктурных проектах в дорожном строительстве, он заметил, что рост инвестиций составляет около 5,5% в год. При этом доля частных инвесторов за 8 лет упала где-то в 2,7 раза.

«Нужно вернуть привлекательность этого сектора, в том числе, с возможностью сохранения участия государства, в том числе, для обеспечения инфраструктурных платежей на этапе эксплуатации проектов. Эта тема достаточно актуальная и злободневная, мы могли бы ее в контексте доработки нашего законодательства, Транспортной Стратегии рассмотреть в рамках следующего года. Надеюсь, что по новым подходам в области ГЧП мы найдем с экспертным сообществом взаимопонимание столь же успешное, какое мы находим с Минэкономразвития».

Как подчеркнул Председатель Комитета, сейчас настало время, учитывая огромный объем проектов, грамотно оценить эффективность многочисленных механизмов, предложить существенные изменения в сроках, объеме привлечения заемных средств, приоритетах, упрощении процедур.

Что касается акционерного капитала и заемного финансирования, то 5,5% – это та планка, которая делает привлекательными крупные инфраструктурные проекты, в частности, в дорожном строительстве.

«И когда речь идет об объемах привлечения капитала, то стоило бы пересмотреть отношение к требованиям к капиталу и риску на одного заемщика в таксономии, когда рассматриваются понижающие коэффициенты риска по отдельным особо значимым проектам. Считаю, что время для рассмотрения этих вопросов давно настало. Мы понимаем, что в условиях абсолютного контроля за целевым расходованием средств в длинных проектах, особенно связанных с госинтересами и в рамках цифровизации этого процесса, мы вполне могли бы снизить требования к банковскому капиталу по кредитованию подобного рода проектов. Это существенно увеличило бы возможности без использования дополнительных бюджетных субсидий и требований к привлечению дополнительного акционерного капитала», — резюмировал Сергей Гаврилов.

«Важно не убить региональные концессии – это можно очень легко сделать такими бюджетными ограничениями». Об этом заявил заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Николай Журавлев, говоря о законопроекте по внесению изменений в Бюджетный Кодекс РФ.

«Идея Минфина по поводу регулирования ограничения расходов региональных бюджетов на обслуживание ГЧП и концессий, лизинга в том числе, сама по себе, мне кажется, имеет право на жизнь. Но там, безусловно, нужно расширять направления использования: не только непосредственно CapEx, но и включать туда НИОКРы, и ряд других направлений. Это очень важно, чтобы не убить региональные концессии – это можно очень легко сделать такими бюджетными ограничениями», — подчеркнул Николай Журавлев.

Говоря о ГЧП и концессиях, он отметил, что это хороший инструмент, и нужно и дальше продолжать расширять сферу применения ГЧП. Решение уже принято и по информационным технологиям, и по космической деятельности. И, конечно, нужно смягчать требования для проектов технологического суверенитета, структурной адаптации экономики и т.д.

«Инструментария у нас достаточно. Есть также инструмент «Соглашение по защите и поощрению капиталовложений», который также очень стабилизирует инвестиционную ситуацию в стране и способствует привлечению частных внебюджетных средств в экономику. И был большой прорыв, когда мы позволили участникам включать в расчет кредитные средства. Это был большой этап, который дал старт и новый стимул развития этого инструмента. Важно, что многие региональные и межрегиональные проекты стали иметь возможность быть защищенными этим инструментом… Это большая работа. В том законопроекте по совершенствованию и модернизации налоговой системы, которое Правительство внесло в Государственную Думу и сейчас готовится к первому чтению, очень важно, что все «дедушкины оговорки» по таким инструментам, как СЗПК, остались. И это признак стабильности, в том числе, инвестиционной системы».

Что касается бюджетных механизмов в части инфраструктурного меню и инфраструктурных бюджетных кредитов – это очень важный стимул для развития региональных проектов. На каждый бюджетный рубль привлекается 3-4 рубля частных, а зачастую и больше. И это влияет на развитие инфраструктуры, а все средства в итоге окупятся и будут направлены на улучшение благосостояния граждан.

«То решение, которое Президент России огласил в послании, по списанию 2/3 бюджетных кредитов регионам – это огромные деньги, но, я напомню, что там есть условие. Эти деньги должны быть направлены регионам также на развитие инфраструктуры. Это тоже важно, эти деньги привлекут через механизмы ГЧП или другие механизмы дополнительные частные средства».

Говоря о таксономии проектов, спикер напомнил, что цель была – 10 трлн руб., но сейчас она кажется не очень реалистичной. И здесь нужна синхронизация регуляторных усилий и политики Центробанка вместе с мерами поддержки Правительства.

«Понятно, независимость – независимостью. Но настало время, когда должна быть ежедневная синхронная работа Правительства и Центробанка по развитию этих инструментов».

Также он напомнил, что все еще не работают госгарантии – несколько лет назад механизм был ликвидирован, и важно его вернуть.

«Пусть он будет частичным, не на 100% государство будет гарантировать проект, пусть он будет, в конце концов, платный. Но этот инструмент должен быть броней для инвестора, если государство считает этот проект приоритетным и дает хотя бы частичную государственную гарантию, она не должна быть отзывная… У банков сейчас ликвидности много. Но нам предстоят триллионные мегапроекты по развитию инфраструктуры, и без развития синдикатов, как это принято во всем мире, нам нужно об этом задуматься».

Также на ПМЭФ-2024 обсудили работу механизма Фабрика проектного финансирования.

Как рассказал первый заместитель председателя, член правления ВЭБ.РФ Николай Цехомский, за 5 лет работы Фабрики заключено 40 проектов общей стоимостью 3,9 трлн руб., объем синдикатов составил 2,6 трлн руб.

«В пайплане еще 30 проектов, возможно, их будет к концу года около 60. Сегодня Фабрика стала заслуженным продуктом, который дает хороший бюджетный эффект, и не стоит на месте, постоянно развивается».

Спикер рассказал о Фонде акционерного капитала – новом продукте, который год назад анонсировал Президент.

«Мы медленно запрягаем со всеми банками. Сделки, безусловно, появятся, интерес акционеров есть. Но это самая сложная часть – пустить банки, фонд внутрь, дать им возможность приобрести капитал. А капитал сразу накладывает огромное количество требований – это не только создать фонд, но и участвовать в управлении компанией. И это главная сложность, помимо того, сколько это будет стоить. Акционер хочет зарабатывать, но и банки хотят зарабатывать на акционерном капитале. Это и дополнительные требования, которые накладываются на акционера. Это сложный продукт, кредитование гораздо проще. В этом году, мы уверены, увидим целый ряд сделок».

Также Николай Цехомский резюмировал, что «всегда виноваты банки, бизнес никогда не виноват. Но акционерам поделиться капиталом – это самое сложное».

Заместитель Председателя Правления ПАО Сбербанк Анатолий Попов рассказал, что поначалу рынок отнесся скептически к проекту Фабрики проектного финансирования, думал, что это для одного-двух супер-крупных проектов.

«В 2019 г. была проведена сделка на 252 млрд руб., после они заключались по паре сделок в год. Но 2023 год стал рекордным – 7 сделок было закрыто Сбером по Фабрике. У Сбера сейчас 52% Фабрики, т.е. каждый второй рубль, выданный в Фабрике, а это 782 млрд руб. В 2024 г. нами уже заключено 3 сделки на 100 млрд руб.».

Анатолий Попов подчеркнул, что когда в 2022 г. ставка поднялась, это вызвало большие расходы у Фабрики, но она выполнила все свои обязательства, а заемщики получили тот уровень ставки, который ожидали. Хотя не все госпрограммы с этим справились. И сейчас Фабрика продолжает выполнять свои обязательства.

«Это стержень механизмов господдержки последних лет. Собственный капитал компаниям привлекать сейчас очень дорого, при текущем уровне ставок – это очень тяжело для долгосрочного инвестиционного проекта, напоминаю, по Фабрике это проекты сроком более 10 лет».

Анатолий Попов озвучил ряд предложений по развитию Фабрики:

  • расширить на образовательную инфраструктуру, строительство кампусов;
  • совместить с другими проектами, например, с программой Минпромторга по 295 постановлению КИП. Инвестпроект живет более 5 лет, и если его дополнить Фабрикой, то это стало бы хорошей комбинацией существующих госпрограмм.

Как отметил председатель ПAO «Промсвязьбанк» Петр Фрадков, сегодня в целом роль банков меняется, а по итогам года уровень их прибыли будет достаточно высоким.

Банковская система России раньше являлась неким посредником между глобальными рынками капитала и экономикой с упором на нефтегазовый акцент. Это был понятный партнер для зарубежных игроков. Сейчас ситуация объективно поменялась: банки становятся самостоятельными игроками с точки зрения ответственности по реализации тех задач, которые стоят перед национальной экономикой, они должны принимать непосредственное участие по финансированию проектов.

Петр Фрадков отметил, что банки должны иметь «право на риск».

«Законопроект о технологической политике описывает право на финансовый риск, который позволит банкам на более ранней стадии финансирование тех проектов, которые требуются. И это важный аспект, на который нужно обратить внимание. Спрос банков на такой вид деятельности есть».