Инфраструктурные проекты может поддержать льготное кредитование, а концессионные облигации не популярны

24.07.2024

Sherpa Group опубликовала исследование «Заемный капитал для компаний и проектов: итоги второго квартала 2024 года».

Льготное кредитование по прежнему тесно связано с отраслевой принадлежностью заемщика: по данным ЦБ РФ, в строительстве кредиты находится на уровне 12–16%, в электроэнергетике — 17–18%. Процентная ставка субсидируется государством в рамках льготных программ лишь для 8% корпоративных кредитов.

Большинство госпрограмм субсидирования в инфраструктуре направлены на поддержку проектов с высокими капитальными затратами. Финансовые модели таких проектов могут не «взлететь» при высоких ставках, однако эти инициативы обладают значительным социально-экономическим эффектом от реализации.

Во II квартале Правительство России расширило возможности компаний, которые реализуют проект с участием Фабрики проектного финансирования. Эти проекты смогут претендовать на льготные кредиты и, кроме того, выпускать облигации на более выгодных условиях. Регулятор, в частности, может стимулировать участников финансового рынка снижением риск-весов по таким бумагам.

Диапазон ставок банковского кредитования для инвестиционных проектов во II квартале начал подниматься по обеим границам и теперь составляет 14,5–22%. В I квартале он был 12,5–19%.

Во II квартале в сегменте облигационных заимствований компаниями инфраструктурной и смежных отраслей произошло размещение лишь одного среднесрочного выпуска на сумму 30 млрд руб. Относительно невысокая активность может быть связана с неопределенностью дальнейших планов государства.

О новых выпусках на рынке концессионных облигаций пока не заявляли. Вероятно, в ближайшие 1-2 квартала к ним по прежнему не будут прибегать из за обилия других инструментов финансирования.

Выпуск для строительства ВСМ Москва — Санкт-Петербург если и будет организован, то позднее — финансовое закрытие проекта пока не произошло.

Некоторые сложности возникли вокруг одного из выпусков концессионных облигаций, который привлекал финансирование на строительство мусоросортировочного комплекса и полигона твердых коммунальных отходов в Нефтеюганском районе ХМАО. Эмитент — компания «Ситиматик-Югра» — допустила технический дефолт по второму купону облигаций серии 01 на 126,5 млн руб. Причиной неисполнения стало отсутствие на расчетном счете средств в объеме, необходимом для исполнения обязательств.

Но даже несостоявшиеся дефолты не способствуют популярности инструмента. Компании опасаясь брать такой риск на себя, скорее, попробуют получать средства через государственных эмитентов (ДОМ.РФ, РЭО и др.).