Крупнейшие игроки инфраструктурного рынка объединились в Ассоциацию инфраструктурных инвесторов и кредиторов

15.12.2022

Участники рынка инфраструктурного строительства учредили Ассоциацию инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК), завершена процедура регистрации организации в Минюсте РФ. АИИК создана при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей, учредительная конференция состоялась в декабре 2022 года на площадке РСПП.

Целями ассоциации являются консолидация отраслевой повестки, привлечение частных инвестиций в инфраструктуру страны, а также совершенствование механизмов внебюджетного финансирования и государственно-частного партнерства в сфере инфраструктурного строительства, в том числе дорог, портов, аэродромов, ЖКХ, социальных объектов, общественного транспорта, промышленности и др.

В состав АИИК вошли крупнейшие финансовые институты Сбербанк и ВТБ, а также ГК «Автодор», Национальная ассоциация инфраструктурных компаний, «Нацпроектстрой» и строительные компании «АВТОБАН», «Донаэродорстрой».

«Участие в ассоциации крупнейших российских инфраструктурных и строительных холдингов, финансовых институтов поможет увеличить число проектов, инициированных частными инвесторами, включая проекты ГЧП. Эта работа должна повысить темпы роста и объёмы инвестиций в инфраструктурные проекты, которые в текущей ситуации приобретают решающее значение для развития экономики страны», – сообщил заместитель Председателя Правления Сбербанка Анатолий Попов.

Правительством РФ снижены административные барьеры для отрасли дорожного строительства, улучшена регуляторная среда, обеспечено государственное финансирование, работает механизм инфраструктурных облигаций.

«Группа ВТБ обладает большим опытом в финансировании крупных социально-значимых инфраструктурных проектов в России, подобные инициативы дают существенный мультипликативный эффект для развития смежных отраслей и регионов, поэтому их своевременная реализация крайне важна для развития экономики страны. Считаем, что объединение усилий основных рыночных игроков для привлечение частных инвестиций в инфраструктуру позволит показать эффективность концессий и механизма финансирования ГЧП-проектов, будет способствовать привлечению капитала для строительства новых, значимых объектов и даст возможность формировать политику инвестиций в инфраструктуру в соответствии с текущей ситуацией на рынке», – сказал исполнительный директор ВТБ Инфраструктурный Холдинг Сергей Камышенко.

На данный момент в городских агломерациях приведены в нормативное состояние порядка 80% дорожной сети, реализуется проекты М-12, ЦКАД, маршрут «Россия», «Север – Юг» и др. Беспрецедентный уровень развития отрасли инфраструктурного строительства обеспечил рекордные показатели ввода автомобильных дорог и мостов. В 2022 году в России построено и реконструировано более 1,2 тыс. километров дорог.

«Работа ассоциации послужит на благо отрасли и внесет свой вклад в развитие страны в целом. Структура будет оперативно содействовать формированию новых инструментов внебюджетного финансирования инфраструктурных проектов и оказывать содействие органам государственной власти по обозначенным вопросам», – отметил первый заместитель председателя правления по инвестиционной политике ГК «Автодор» Игорь Коваль.

В связи с существующими бюджетными ограничениями в декабре 2022 года в пятилетний План дорожной деятельности были внесены изменения. Объем федерального финансирования объектов строительства и реконструкции дорог на 2023–2025 года значимо сократился.

«Отрасль во многом зависит от распределения бюджетных средств, так как строительство инфраструктурных объектов в подавляющем большинстве ведется в рамках государственных подрядов. В текущих условиях по ряду проектов мы видим перенос финансирования на более поздний период, что может негативно сказаться как на развитии инфраструктуры, так и на сопутствующих отраслях народного хозяйства. У банков есть достаточный запас свободной ликвидности, у строительных компаний – мощности, а государственными заказчиками уже разработаны технико-экономические обоснования на крупнейшие инфраструктурные проекты. Наша задача – объединить эти три ресурса, чтобы обеспечить работающий механизм бесперебойного финансирования», – отметила генеральный директор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний Мария Ярмальчук.

Индекс-мультипликатор отрасли дорожного строительства является одним из самых высоких в экономике и составляет 2,5. Развитие инфраструктуры способствует росту валового внутреннего продукта, увеличению налоговых поступлений в бюджет, созданию благоприятного инвестиционного климата.

«Развитие инфраструктуры является важнейшей задачей, так как дает положительный мультипликативный эффект для людей и экономики. Поэтому представляется необходимым использование доступных механизмов концессий и инструментов опережающего финансирования. Но, по нашему мнению, в таких масштабных проектах важно задействовать весь спектр мер государственной поддержки. Субсидирование ставки привлекаемого финансирования, минимально гарантированный доход, капитальный грант и иные меры для достижения максимального эффекта для государства, инвесторов и кредиторов. Нам, как крупнейшему инфраструктурному строителю, очень интересно в этом участвовать», –отметил первый заместитель генерального директора ГК «Нацпроектстрой» Рубен Аганбегян.

На данный момент ГК «Автодор» разработаны ТЭО инфраструктурных проектов на сумму порядка 4,5 трлн. Банки подтверждают наличие ликвидности в размере 2,8 трлн рублей. «Российская банковская система, фонды прямых инвестиций и инвесторы являются мощным ресурсом для строительства инфраструктуры. При этом дополнительная экспертиза, привносимая финансовыми партнёрами в проекты строительства, позволяет существенно повысить качество строительства и уровень взаимодействия между участниками проектов строительства и государства. Вместе с тем потенциал российских инвесторов используется далеко не в полной мере. Финансирование инфраструктурных проектов за счет государственного бюджета находится под угрозой и наличие внебюджетных источников строительства инфраструктуры сейчас более чем актуально. Компетенции участников АИИК позволят донести государству позицию лидеров строительства инфраструктуры и ведущих российских инвесторов и найти оптимальную модель организации важнейших транспортных проектов», – пояснил заместитель генерального директора по финансовому развитию и управлению инвестиционными проектами «ДСК «АВТОБАН» Денис Анисимов.