Марина Шурлаева: «АИИК продолжит работу с органами власти для снятия оставшихся ограничений, носящих угрожающий характер для рынка ГЧП проектов»

25.07.2024

Исполнительный директор АИИК приняла участие в вебинаре «Что будет с рынком ГЧП в России после поправок в Бюджетный кодекс?», который провела компания «Технологии Доверия» 22 июля.

Как напомнила директор направления практика недвижимости, строительства и инфраструктурных проектов «Технологии Доверия» Анна Батуева, принятые поправки в Бюджетный кодекс – это одно из самых значимых изменений в текущем году, при этом к формулировкам возникает множество вопросов, и есть множество их разночтений.

Марина Шурлаева подчеркнула, что работа Ассоциации направлена на выработку наиболее эффективных решений и исключение норм, которые могут негативно повлиять на запуск новых и реализацию текущих проектов в сфере ГЧП:

«Мы совместно с членами АИИК – бизнес-сообществом и банками провели большую работу с органами власти по смягчению норм после принятия в 1 чтении законопроекта».

А именно:

  • ограничения начнут распространяться на соглашения, заключенные с 01.01.02025 (на год позже);
  • проверка на достаточность бюджета будет проводится единожды на этапе принятия решения о заключении (ранее была ежегодная проверка);
  • ограничения распространяются только на субъекты и муниципалитеты, получающих дотации на выравнивание бюджета (ранее распространялся на всех);
  • порядок определения учитываемого государственного долга будет определен Правительством РФ (ранее не было детализировано).

«Несмотря на частично учтенные в законопроекте предложенные АИИК поправки, Ассоциация продолжит работу с органами власти для снятия оставшихся значительных ограничений, носящих угрожающий характер для рынка ГЧП проектов.

На сегодняшний день АИИК готовит совместный с членами запрос в Минфин по поводу разъяснения принятых поправок, также ведется работа над новыми поправками. Также АИИК принимает активное участие в подготовке проекта постановления по порядку расчета обязательств, связанных с исполнением обязательств по концессионным соглашениям, соглашениям ГЧП и лизингу», — рассказала Марина Шурлаева.

В завершении выступления исполнительный директор АИИК пригласила всех участников вебинара присоединиться к данной работе.

О том, что совершенно точно нужны дополнительные разъяснения от Минфина и Правительства РФ, сказала и управляющий директор, руководитель центра ГЧП Сбербанка, член Экспертного совета АИИК Анна Багинская.

На основании полученных от Минэкономразвития РФ данных и полученной Сбером официальной информации, банк сделал собственную оценку, сколько регионов близки к превышению установленных критериев.

Так, при расчете по текущим обязательствам по ГЧП, концессиям и лизингу установленную планку превышают 3 региона, близки к ней еще 6. Если включить второй критерий, то ситуация становится еще более критичной: пробивают планку 4 региона, близки к пробитию 27. Если применять более консервативный вариант прочтения и в расчет второго критерия брать расходы по текущему бюджетному периоду за 3 года, то ситуация может стать критичной – пробивают планку 11 регионов, близки к пробитию — 24. Сложившаяся ситуация осложняет достижение Национальных целей.

А как акцентировал внимание вице-президент Газпромбанка, член Правления АИИК Алексей Перепелкин, под ограничения попадают 67 регионов, в том числе лидеры по использованию механизмов концессий и ГЧП для реализации своих инфраструктурных потребностей о. А значит в ближайшее время для подавляющего большинства субъектов этот механизм будет закрыт.

В свою очередь руководитель подразделения Ключевые проекты, Инфраструктурные облигации АО «ДОМ.РФ» Александр Лункин отмечает, что в список находящихся под угрозой регионов попадает весь Дальний Восток, регионы которого находятся в ключевых акцентах послания Федерального Собрания в части развития инфраструктуры.

Если же принятые правки будут действовать продолжительное время, то, по слова спикера, каждый проект в разных отраслях экономики регион должен будет тщательно оценить и выбрать наиболее эффективный и достойный «съесть» долю установленных ограничений на сектор ГЧП и концессий. И основное слово при реализации таких проектов всегда будет за Минфином. При этом количество желающих участвовать в ГЧП проектах инвесторов значительно сократится.