Обучающая программа предназначалась для инвесторов, сотрудников строительно-инвестиционным холдингом «Автобан», «Концессионной компании «Обход Тольятти» и приглашенных гостей. Обход Тольятти – один из самых крупных дорожных проектов в России, который реализуется на принципах ГЧП.
Исполнительный директор АИИК Марина Шурлаева рассказала о совершенствовании механизмов внебюджетного финансирования проектов ГЧП.
В первую очередь речь идет о запуске программы льготного фондирования проектов ГЧП, предпосылками для которого являются 3 фактора:
▪️Риск удорожания и из-за этого необеспеченность финансированием инфраструктурной части нацпроектов из-за стремительного роста ключевой ставки до 18%;
▪️Наличие успешного опыта реализации аналогичной программы в 2014 г.;
▪️Отсутствие влияния программы на ускорение темпов инфляции.
Второй механизм – снижение риск-веса до 20% по ссудам в проектах ГЧП. На данный момент финансирующие организации несут чрезмерную нагрузку на капитал банков-кредиторов, значительно ограничивая свой потенциал по финансированию капиталоемких инфраструктурных проектов, и вынуждены компенсировать свою доходность путем повышения конечной ставки по кредиту. Это связано с обязанность взвешивания кредитных требований в проектах ГЧП на общих основаниях (100% / 85%).
«АИИК предлагает снижение риск-веса по кредитным требованиям, выданным на реализацию проектов по 115-ФЗ / 224-ФЗ до 0/20%, приравнивая Прямое соглашение по уровню обеспечения к гарантиями Российской Федерации / субъектов РФ. Это повлечет рост потенциала внебюджетного финансирования капиталоемких инфраструктурных проектов и снижение ставки по кредитам», — отметила Марина Шурлаева.
Третий механизм – субсидирование расходов на ПФИ (опцион «CAP») обусловлен спецификой инфраструктурных проектов, в т.ч. потребностью в фиксировании предельных затрат на реализацию инфраструктурных проектов, волатильностью КС ЦБ и необходимостью долгосрочного бюджетирования расходных обязательств субъектов.
«Мы предлагаем использовать производный финансовый инструмент «Опцион САР», позволяющий зафиксировать верхнюю границу ключевой ставки ЦБ и обслуживать кредит, исходя из наименьшего значения между текущей ставкой КС ЦБ и ключевой ставкой ЦБ по Опциону. Комиссия продавцу Опциона будет оплачиваться за счет субсидии из федерального бюджета. Это позволит снизить чрезмерную долговую нагрузку на региональные бюджеты и обеспечить устойчивое развитие инфраструктуры для достижения национальных целей и задач, поставленных Президентом России», — подчеркнула исполнительный директор АИИК.
Также Марина Шурлаева напомнила о вступившем в силу 177-ФЗ, которым внесен ряд ограничений в БК РФ, регулирующих расходные обязательства субъектов и муниципалитетов при исполнении КС / СГЧП (СМЧП).
«Ассоциация продолжит совместную работу по снятию ограничений для развития сферы ГЧП», — резюмировала Марина Шурлаева.
Кроме того, спикер рассказала о программе строительства платных дорог II-III категории. Сегодня стремительное экономическое развитие влечет за собой увеличение количества, габаритов и весовых параметров автомобилей, а также доли автомобильного транспорта в общем объеме транспортной сети. Также происходит рост автопарка, переориентация логистических маршрутов и рынков сбыта, из-за чего сеть федеральных автодорог работает в режиме перегрузки.
«Мы предлагаем сформировать программу реализации строительства новых платных дорог II-III категории, с низкими капитальными затратами на км и необходимостью капитального гранта не более 25%. Она позволит кратно увеличить объемы дорожного строительства, снизить транспортные и бюджетные расходы, а также увеличить ВВП и ВРП за счет роста конкурентоспособности продукции вследствие оптимизации логистических маршрутов», — сообщила Марина Шурлаева.