Исполнительный директор АИИК выступила в рамках сессии «Крупнейшие инфраструктурные проекты как драйвер развития отечественной промышленности», отметив, что ГЧП в промышленности нужно для того, чтобы промышленники, в том числе, брали на себя обязательства по обеспечению качественной техникой в нужном объеме.
«ГЧП в промышленности – сложный инструмент, который необходимо доработать», — подчеркнула Мария Ярмальчук.
Для этого АИИК совместно с бизнес-сообществом подготовила ряд предложений по совершенствованию законодательства:
1️⃣ Необходимо смягчить критерии для проектов в сфере промышленности, снизив объем финансирования промышленных проектов с 10 млрд руб. до 3 млрд руб. А в совокупности с наделением Правительства РФ правом определять перечень проектов, реализация которых будет осуществляться с применением механизма промышленного ГЧП, это позволит увеличить количество потенциальных проектов.
2️⃣ Чтобы обеспечить публичные интересы и гарантированный возврат частных инвестиций необходимо законодательно закрепить в 44-ФЗ и 223-ФЗ положения об осуществлении закупки у владельца производственного проекта в качестве единственного поставщика без проведения дополнительных конкурсных процедур. Дополнительным условием СГЧП может выступать объем товаров, работ и услуг, закупка которых может быть обеспечена публичным партнером у частного партнера как у единственного поставщика.
3️⃣ Предлагается исключить ограничение по финансовому участию публичного партнера в отношении эксплуатации (техническом обслуживании) объекта СГЧП, которое на данный момент ограничено в размере не более 50%.
4️⃣ Требуется корректировка определения объекта СГЧП в сфере промышленности по аналогии с уже существующей в законе логикой – через указание на виды деятельности: «объекты, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности».
5️⃣ Для недопущения сокращения объема потенциальных проектов ГЧП, которые могут быть реализованы в сфере промышленности с применением нового механизма, предлагается расширение критериев проекта в соответствии с требованиями к проектам технологического суверенитета или проектам структурной адаптации экономики.
6️⃣ Для использования банками залога объекта СГЧП в качестве полноценного обеспечения необходимо четко определить в Законе последствия прекращения СГЧП: сохранение права собственности на объект частного партнера либо переход права собственности на объект публичному партнеру, а также об обязанности стороны, которая при досрочном прекращении СГЧП становится правообладателем объекта, компенсировать затраты другой стороны СГЧП.
✍️ Предложения по доработке законодательства направлены Ассоциацией в Минэкономразвития России и Минпромторг России 07 ноября 2024 года.