
Как отмечают в РБК , к началу 2024 г. в России, по данным Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК), подписано 3427 соглашений о реализации проектов ГЧП, предусматривающих создание и дальнейшую эксплуатацию частным инвестором социально важного объекта инфраструктуры при поддержке либо непосредственном участии государства. Общая сумма инвестиций в проекты составила 4,8 трлн руб., из которых 3,3 трлн руб. (69%) приходится на внебюджетные средства. В среднем на один проект приходится 1,4 млрд руб. общих инвестиций.
Общий объем вложений в ГЧП в сфере транспортной инфраструктуры составит 2,4 трлн руб., из которых около 63% придется на внебюджетные инвестиции, подсчитала АИИК.
Сегодня все крупное инфраструктурное строительство, прежде всего дорожное, фокусируется на ГЧП. До 2035 г. на создание инфраструктуры, необходимой для развития российской экономики, должно быть направлено 30 трлн руб. В среднем объем инвестиций в один проект в 2024 г. составляет 3,2 млрд руб. Ключевыми сферами для инвестирования стали проекты по строительству аэропортов, автодорог, высокоскоростных железнодорожных магистралей и портов.
Можно ожидать, что в будущем вырастет доля крупных инфраструктурных проектов ГЧП, реализуемых не отдельным инвестором, а консорциумом из неаффилированных компаний, поскольку это будет одним из вариантов снижения рисков.
Но не исключено, что экспансия ГЧП замедлится. Сейчас в России появляются другие привлекательные для инвестора инструменты взаимодействия с государством, например, государственный или муниципальный офсетный контракт со встречными инвестиционными обязательствами.
Также наблюдается трансформация механизма ГЧП в иные форматы, например, в государственно-государственное партнерство (ГГП), когда государство, по сути, договаривается с самим собой и концессионное соглашение заключается между государством и государственной корпорацией. В 2020 г. от 50 до 70% ГЧП-проектов реализовывались по системе ГГП.