#оНасПишут. Льготное финансирование инфраструктуры может поддержать экономику

3.12.2024

Льготное финансирование инфраструктуры может поддержать экономику

Как пишут «Ведомости», высокий уровень ключевой ставки привел к ажиотажному спросу на льготные кредиты и создал риски исчерпания лимитов на их выдачу.

Согласно исследованию «ВТБ Инфраструктурный холдинг» (ВТБ ИХ), специфика доступности льготного финансирования для инфраструктурных и промышленных проектов заключается в том, что на эти сферы приходится только 7,5% всего льготного кредитования. При этом финансирование этой сферы в условиях высокой ключевой ставки, по данным аналитиков, создает меньшие риски для проводимой ЦБ РФ денежно-кредитной политики, а иногда даже замедляет инфляцию (например, при росте производительности труда).

На сегодняшний день состояние российской инфраструктуры можно назвать сдерживающим фактором для развития экономики.

«Суммарно недостаточность инфраструктуры снижает ВВП нашей страны, по разным оценкам, на величину от 5% до 10%», – говорит заместитель председателя правления АИИК и генеральный директор НАИК Мария Ярмальчук.

В ВТБ ИХ рассматривают 3 сценария при прогнозировании долгосрочной динамики инфраструктурных инвестиций в России. Согласно первому, оптимистичному, в период с 2025 г. по 2035 г. для финансирования только «перспективных» инфраструктурных проектов потребуется 24,8 трлн руб., «базовый» сценарий потребует 18,5 трлн руб., «пессимистичный» – 12,5 трлн.

При этом инфраструктурные расходы федерального и консолидированных региональных бюджетов на новые проекты по более широкому кругу сфер в перспективе до 2035 г. не будут превышать 15,3‒17,2 трлн руб. По подсчетам аналитиков ВТБ ИХ, для реализации их оптимистичного сценария будет не хватать около 55% средств, или 13,6 трлн руб., базового – до 39%, или около 7,3 трлн руб., а пессимистического – 10%, или 1,3 трлн руб.

Нехватку государственных вложений в инфраструктуру могут заместить внебюджетные источники. Главный способ их привлечения – механизм ГЧП. Объем перспективных проектов ГЧП на горизонте нескольких лет – 5,6 трлн руб., из которых объем частных инвестиций может составить 3,3 трлн руб. (59%), подсчитали в ВТБ ИХ.

«ГЧП позволяет ускоренными темпами сократить инфраструктурные разрывы за счет частных инвестиций, на них сейчас приходится примерно 2/3 общих вложений в инфраструктуру в рамках данного механизма, то есть на каждый бюджетный рубль инвесторы дают два.

В настоящее время из-за высокой ключевой ставки Банка России банки тоже вынуждены повышать свои кредитные ставки, что ведет к тому, что рушится экономика большинства инфраструктурных проектов на условиях ГЧП. Предотвратить такой сценарий, возможно, помогла бы масштабная государственная поддержка. Субсидии на частичную компенсацию процентных ставок и другие меры финансовой господдержки, например принятия государством валютных рисков, чтобы инвесторы могли привлекать иностранные кредиты, могли бы восстановить экономику инфраструктурных проектов», — рассказала Мария Ярмальчук.

В ВТБ ИХ считают, высокий уровень ключевой ставки создает риски пересмотра либо ускоренного исчерпания лимитов программ льготного кредитования и субсидирования.

По мнению аналитиков, в этих условиях возрастает роль адресной поддержки проектов, а успешность ее получения во многом зависит от отрасли. Больше шансов на реализацию, согласно исследованию, – у промышленных и инфраструктурных инициатив, которые обладают приоритетным с точки зрения государства характером.

«ВТБ» — член АИИК