«Принятие закона о ГЧП в промышленности – это революционный подход»

2.08.2024

В ТПП РФ состоялась открытая дискуссия на тему: «Государственно-частное партнерство в промышленности: новые пути достижения технологического суверенитета России».

Член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, управляющий партнер Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры», Член Экспертного совета АИИК Денис Качкин подчеркнул, что принятие закона о ГЧП в промышленности – это революционный подход, которого раньше не было ни в концессионной практике, ни в ГЧП в целом.

Член Правления ТПП РФ, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза, отметил, что должен быть единый режим участия государства, финансирования проектов в сфере промышленности. И этот режим постарались заложить в принятом законе.

«До принятия закона ситуация была такова, что каждый институт развития формировал свою модель участия институтов и государства в финансировании тех или иных объектов в сфере промышленности.

Теперь всем институтам развития и тем, кто пользуется мерами господдержки, придется оглядываться и ориентироваться на режим, который предусмотрен в законе о ГЧП в промышленности. Это правильно, потому что в регионах одно и то же предложение – единый режим, который позволит перейти к формированию веб-двойника промышленного предприятия. И он будет помогать использовать широкий круг институтов развития и мер поддержки, и со временем финансовые кредитные учреждения тоже будут использовать механизм, который предусматривает этот режим. Для технологического развития это будет очень полезно», — рассказал Владимир Гамза.

В Минэкономразвития надеются, что закон о ГЧП в промышленности станет толчком к развитию механизма ГЧП в целом.

Начальник отдела развития ГЧП Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России Виктор Чудов отметил, что основной задачей при разработке этого закона стало оказание поддержки для создания промышленных производств в целях технологических суверенитетов Российской Федерации. Таким образом в условиях санкционных ограничений появляется возможность выпуска продукции промышленными предприятиями.

«Надеемся, что данный механизм позволит нам реализовать инвестиционные проекты в сфере промышленности, даст толчок для развития механизма ГЧП в целом, ведь в общей массе ГЧП проекты с концессиями занимают 99%. Поэтому здесь идет развитие потенциала механизма ГЧП. Мы готовы рассматривать возможности корректировки механизма, если что-то не учли – мы открыты к рассмотрению», — рассказал Виктор Чудов.

В то же время вице-президент АО «Газпромбанка», Член Правления АИИК Алексей Перепелкин отметил, что принятие закона станет толчком к появлению механизма господдержки для решения задачи технологического суверенитета.

«Позитивно оцениваем принятие закона о ГЧП в области промышленности, что позволит добавить гибкий механизм государственной поддержки для решения задачи технологического суверенитета. Одновременно надеемся на продолжение диалога профессионального сообщества и законодателей для устранения отдельных ограничений закона для повышения его эффективности», — сообщил Алексей Перепелкин.

Марина Шурлаева: «АИИК поддерживает принятие закона о ГЧП в промышленности».

Исполнительный директор АИИК Марина Шурлаева напомнила, что Ассоциация принимала участие в разработке законопроекта о реализации проектов ГЧП в сфере промышленности.

«Закон устанавливает закрытый перечень критериев, которым должен соответствовать проект ГЧП, и позволяет проводить реконструкцию частных промышленных объектов с финансовым участием государства.

В то же время, учитывая жесткие и неоднозначные критерии, мы считаем, что документ требует последующей доработки. Поэтому Ассоциация продолжит работу по корректировке норм принятого закона, которые позволят стимулировать развитие ГЧП в сфере промышленности», — подчеркнула Марина Шурлаева.

В свою очередь Член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, управляющий партнер Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры», Член Экспертного совета АИИК Денис Качкин отмечает, что СГЧП в промышленности пока что крайне недооцененный механизм.

«Есть сложные, прежде всего технологически, проекты, реализация которых требует огромных инвестиций в основные средства и кадры, где естественным образом ничего не произойдет, если использовать только традиционные механизмы государственной поддержки. Для этого и нужен сегодня инструмент более тонкой, индивидуальной настройки, который позволит грамотно распределять проектные риски, в том числе управлять спросом на будущую продукцию и гарантировать возвратность инвестиций. Именно для таких проектов и следует использовать СГЧП в промышленности, пока что крайне недооцененный механизм», — сообщил Денис Качкин.

Новый закон о ГЧП в промышленности устанавливает очень высокий порог на вход для новых типов промышленных проектов.

Это подчеркнула Управляющий партнер компании You & Partners, Член Экспертного совета АИИК Евгения Зусман.

«Возможность реализовывать на федеральном уровне проекты ГЧП в сфере промышленности нового типа – безусловно плюс. Тем более, такие инициативы были и раньше. Статья 7 224-ФЗ давно предусматривает возможность реализации ГЧП-соглашений в отношении имущественных комплексов, предназначенных для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности.

Тем не менее обращают на себя внимание 2 вопроса:

1) регулирование разных отраслей внутри ГЧП-законодательства становится все более разнородным. Есть свое регулирование и исключения для ИТ, для промышленности было раньше общее регулирование. Теперь разработаны отдельные нормы для крупных федеральных проектов. Регулирование становится все менее однородным. В перспективе столкнемся с необходимостью гармонизации ГЧП-законодательства;

2) порог на вход для новых типов промышленных проектов – очень высокий. Справедливо участники заседания вспоминали про высокий порог на вход для офсетных контрактов (1 млрд. руб), который не позволил стать офсету массовой историей. Несмотря на то, что предлагаемый порог в 10 млрд. рублей предусмотрен для федеральных проектов, а не региональных, такая цифра позволит запустить только единичные проекты в сфере промышленности».

О том, что заявленные критерии отбора проектов достаточно жесткие говорит и управляющий директор, руководитель центра ГЧП ПАО «Сбербанк», Член Экспертного совета АИИК Анна Багинская.

«Предлагаемые изменения в 224-ФЗ – это прорыв, который дает возможность для новой, очень нетривиальной для ГЧП сферы промышленности применять ГЧП механизмы и стать полноценной основой для развития отдельных новых подотрослей, которые раньше не развивались и которым не хватало, например, гарантий спроса. В то же время ГЧП может дать такую гарантию спроса через механизм минимального гарантированного дохода.

Вместе с тем заявленные критерии отбора проектов достаточно жесткие, и на первом этапе только небольшое количество проектов сможет заявиться. Посмотрим, как этот механизм будет развиваться. Мы ожидаем, что для более широкого применения необходимо снижение требований по проектам и, возможно, перевод с уровня федерации на уровень регионов, и включение в периметр расходов на НИОКР. Это даст старт для высокотехнологичных промышленных объектов», — подчеркнула Анна Багинская.