Реконструкция частных предприятий станет возможна через ГЧП
Минэкономики подготовило законопроект о возможности реконструкции частных промышленных объектов через механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Участие государства в таких проектах может составить до 50% всех расходов, но они должны соответствовать утвержденной властями технологической таксономии и стоить не менее 10 млрд руб. Как поясняют в ведомстве, мера направлена на поддержку крупных проектов в приоритетных отраслях.
Минэкономики подготовило и направило на согласование проект изменений в законе о ГЧП. Напомним, необходимость расширения возможностей этого механизма в промышленности обсуждается как минимум год. Пока, по данным Минэкономики, в этой сфере и реализуется всего один ГЧП-проект — при общем размере рынка ГЧП в 4 тыс. проектов на сумму 4,2 трлн руб. (и 3 трлн руб. составляют частные вложения).
Причина такой ситуации — регуляторные ограничения. Сейчас допускается реализация ГЧП-проектов для реконструкции только промышленных объектов, находящихся в госсобственности. Поправками предлагается разрешить через ГЧП реконструкцию и частных объектов. Но к таким проектам будут предъявляться особые требования. Доля госучастия может составлять до 50% от всех расходов по проекту (по общему правилу — менее 100%), он должен соответствовать таксономии технологического суверенитета (перечню приоритетных видов производств — см. “Ъ” от 18 апреля) и предусматривать инвестиции в размере от 10 млрд руб. Собственные средства инвестора при этом должны составлять не менее 20%.
Заключение соглашений о реконструкции через ГЧП частных объектов будет происходить только на федеральном уровне и в порядке частной инициативы.
Инвестор будет направлять предложение о реализации проекта в правительство — его рассмотрят на уровне ведомств (с согласованием Минфина и Минэкономики). Решение об одобрении проекта публикуется — если не поступит других заявок, то с инициатором заключат соглашение (в ином случае будет объявлен конкурс).
Как поясняет первый замглавы Минэкономики Илья Торосов, изменения направлены на поддержку крупных проектов «в критически важных для техносуверенитета отраслях промышленности». С их принятием, по его словам, ведомство рассчитывает на рост ГЧП-проектов в промышленности уже в следующем году.
В ВЭБ.РФ идею поддерживают, отмечая, что она будет способствовать появлению «нового инструмента поддержки проектов в промышленности».
В Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов, как отмечает ее исполнительный директор Вадим Калинин, изменения также приветствуют, называя их «важными и структурными». При этом, по словам Вадима Калинина, стоит «распространить механизм также на региональные проекты и тщательно рассмотреть риски при реализации подобных инициатив».
Директор юридической практики компании «Технологии доверия» Анна Батуева отмечает, что в рамках ГЧП государство может предоставлять особые меры поддержки — например, минимальный гарантированный доход, то есть выплату частному партнеру разницы между плановой и фактической выручкой. «Так происходит перераспределение риска спроса на публичную сторону, и когда речь идет о коммерческом спросе, это требует тщательного обоснования»,— поясняет она. В связи с этим, считает Анна Батуева, идея допустить ГЧП в отношении частных предприятий только для проектов техсуверенитета оправданна. В Национальном центре ГЧП считают, что оправдан и порог в 2 млрд руб. частных инвестиций (без заемных средств) — с учетом важности сохранения собственности. Однако в центре отмечают, что законопроект не меняет норму о досрочном прекращении по решению суда соглашения в связи с существенным нарушением частным партнером его условий, при которой объект подлежит передаче публичному партнеру,— и «это создает потенциальный риск для инвесторов».
Источник: «Коммерсантъ»