Руководитель проектов Центра экономики инфраструктуры, член Экспертного совета АИИК Арий Оконишников провел исследования по вопросу использования облигаций для внебюджетного финансирования

18.09.2024

В статье «Инфраструктурные облигации – Terra incognita фондового рынка» он делится некоторыми результатами.

В конце 2019 года Центральный Банк РФ ввел новый класс облигаций — инфраструктурные облигации. Но по прошествии четырех лет ЦБ не зарегистрировал еще ни одного выпуска инфраструктурных облигаций.

Так, что же такое инфраструктурные облигации, которые формально существуют, но которых по факту нет? Есть ли потребность в инфраструктурных облигациях и для каких целей их можно применять? Поиски ответов на эти вопросы явились причиной исследования, результаты которого изложены в данной работе.

К основным итогам можно отнести следующие выводы:

В настоящее время на российском рынке отсутствуют облигации, которые можно назвать инфраструктурными на основании установленного Банком России нормативного определения этого термина. В качестве «квазиинфраструктурных» облигаций можно рассматривать только концессионные облигации, если в эмиссионных документах приводятся данные о инфраструктурном проекте, для финансирования которого они размещаются.

Введение Банком России отдельного класса облигаций (таксономии) – «инфраструктурные облигации» — нацелено исключительно на финансирование создания общественной инфраструктуры по модели ГЧП.

Инфраструктурные облигации, за счет государственных преференций, способствующих созданию конкурентного спроса у основных категорий инвесторов и росту предложения по размещению со стороны инициаторов ГЧП, дадут возможность привлечь средства с фондового рынка для формирования внебюджетных инвестиций в развитие общественной инфраструктуры, и, как следствие, снизить нагрузку на бюджетные расходы инвестиционного периода ГЧП.

Использование государственных преференций для инфраструктурных облигаций может потребовать меньших бюджетных расходов для оказания государственной поддержки внебюджетного финансирования, по сравнению с бюджетными расходами для льготного кредитования, при одних и тех же условиях обслуживания заимствования для участников ГЧП.

В случае широкого обращения на фондовом рынке инфраструктурных облигаций, отвечающих требованиям таксономии, определенной Банком России, они могут представлять инфраструктуру как самостоятельный класс активов.

На вопрос, что же такое инфраструктурные облигации, предлагается следующий ответ: «При принятии государством конструктивных решений инфраструктурные облигации могут стать специализированным фондовым инструментом, предназначенным для финансирования выбранных государством инфраструктурных проектов, реализуемых по модели ГЧП, повышенный спрос и предложения которого на рынке обеспечивается государственными преференциями».