Для реализации концессии по созданию высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург впервые в российской практике ГЧП государством одновременно использованы меры поддержки из всей палитры существующих категорий инструментов поддержки юридических лиц, предусмотренных законодательством: субсидии, инвестиции, гарантии, налоговые преференции, кредиты.
Ряд предусмотренных в проекте этой концессии мер поддержки на основе перечисленных инструментов, применены в российских концессиях также впервые, поэтому их следует рассматривать в качестве инноваций для развития концессионного механизма.
К инновации можно отнести и сам принцип комплексного (одновременного) использования различных мер государственной поддержки в одной концессии, оптимальное сочетание которых сократит риски частной стороны концессии и, при условии приемлемости принимаемых государством на себя рисков, даст возможность получить наибольший бюджетный эффект от выбора ГЧП для создания общественной инфраструктуры.
Успешное применение мер государственной поддержки для концессии ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» позволяет распространить их на весь рынок ГЧП для привлечения инвестиций от частного капитала. Рассмотрению инновационных мер государственной поддержки с целью дальнейшего развития концессионного механизма и посвящена предлагаемая статья.