
Устранение больших пробелов в инфраструктуре остается приоритетом во всем
мире, и правительства все чаще стремятся привлечь частный сектор в рамках долгосрочных
государственно-частных партнерств (ГЧП) для реализации крупных инфраструктурных
проектов, поскольку они признают, что участие частного сектора может стимулировать
инновации и эффективность, и предоставить дополнительные финансовые решения.
Повышенное внимание к контрактам ГЧП означает, что правительства должны
использовать комплексный подход к выявлению, распределению и постоянному
управлению проектными рисками, что лежит в основе каждой сделки ГЧП, особенно
имеющей долгосрочный характер.
Глубокое понимание механизмов управления рисками является необходимым
условием для составления каждого успешного контракта ГЧП. Надлежащее применение
принципов управления рисками определяет, удовлетворит ли проект ГЧП потребности
государства, обеспечит ли он соотношение цены и качества, и будет ли он финансово
жизнеспособным для частного сектора (т. е. будут ли инвесторы готовы вкладывать
финансовые ресурсы в проект).
В предлагаемой работе автор попытался с привлечением системного анализа описать
ключевые особенности возможной структуры Системы управления рисками ГЧП. При
подготовке материала были использованы отдельные подходы и терминология,
применяемые в международной практике построения модели государственно-частного
партнерства (Public-Private Partnership — PPP) для создания общественной инфраструктуры
(public infrastructure), включая рекомендации World Bank, Global Infrastructure Hub и OECD,
а также в трудах ряда российских авторов.