Sherpa Group представила результаты аналитического отчета «Комплексный план и нацпроекты в первой половине 2024 года»

19.07.2024

Бюджетное исполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры стало самым низким среди всех нацпроектов и минимальным для этого периода за все 6 лет реализации. До комплексного плана довели 21,8% средств, или 27,8 млрд руб., против 50,6% и 82,1 млрд руб. в первой половине 2023 г.

Дальнейшая динамика бюджетного исполнения проектов комплексного плана и объем доведенных средств будут сильно зависеть от того, насколько преемственным по отношению к его незавершенным мероприятиям окажется новый национальный проект «Эффективная транспортная система». Состав и основные параметры последнего должны утвердить уже в третьем квартале 2024 года.

Бюджетное исполнение всех федеральных проектов, входящих в комплексный план, было хуже аналогичного показателя годичной давности. Самое высокое зафиксировано у «Развития региональных аэропортов», в которое направили 29% запланированных средств, или 12,4 млрд руб. (год назад – 40,7%).

Вложения в нацпроект «Безопасные качественные дороги» вновь стали рекордно высокими. К 1 июля туда перечислили 41,8% вложений или 270,9 млрд руб. против 40,5% и 183,1 млрд руб. в первой половине 2023‑го. Кроме того, БКД больше, чем другие нацпроекты, выиграл от повышения во втором квартале планки годового финансирования: она была поднята на 26,5 млрд руб. (4,3%) и, таким образом, в 2024 году до мероприятий БКД могут довести 647,9 млрд руб.

Наиболее высокий уровень бюджетного исполнения федпроектов в составе «БКД» зафиксирован у «Дорожной сети» (64,9%; 168,4 млрд руб.), средства через которую идут в развитие региональных и муниципальных автотрасс. Для сравнения, в течение первой половины 2023 года в него было направлено меньше половины предусмотренных вложений (46,5%; 89,8 млрд руб.).

В крупнейший проект в составе БКД — «Развитие федеральной магистральной сети» — пока поступило 25,9% запланированных на 2024 год вложений, или 86 млрд руб. В прошлом году этот федеральный проект финансировали примерно на том же уровне, что и «Дорожную сеть». Такое различие в темпах финансирования мы связываем с тем, что часть крупных федеральных проектов была завершена в прошлом году, а в нынешнем — из‑за выборов и связанной с этим паузы медленнее запускают запланированные новые. У трех федеральных проектов БКД — «Развития общественного транспорта», «Общесистемных мер развития дорожного хозяйства» и «Автомобильных дорог Минобороны России» — уровень исполнения в январе — июне оказался примерно одинаковым (в диапазоне 30–32%).

Минимальное освоение федеральных средств среди проектов БКД было зафиксировано у «Безопасности дорожного движения» (13,6%). Впрочем, год назад ситуация с поступлением средств в его мероприятия была даже хуже, тогда к июлю исполнение составило только 5,2%.

В течение второго квартала планируемые в 2024 году вложения в нацпроект «Безопасные качественные дороги» пересмотрели в сторону увеличения на 4,3%, или почти 26,5 млрд руб. В абсолютном выражении эта добавка оказалась больше, чем в любой другой нацпроект. Теперь в БКД до конца года должны вложить 647,9 млрд руб.

Финансирование «Развития федеральной магистральной сети» отстает от уровня прошлого года: перевели 25,9% средств (86 млрд руб.), что на 17,5% меньше, чем в первой половине 2023 г.

Несмотря на отстающее финансирование комплексного плана, суммарные расходы на инфраструктурные нацпроекты выросли в I полугодии 2024 г. на 12,6% относительно того же периода прошлого года, до 298,7 млрд руб. Предположительно, общие расходы на эти нацпроекты составят в 2024 г. почти 776 млрд руб., что на 4,8% превзойдет фактический результат 2023 г. Однако расходы на БКД и комплексный план в ближайшие 2 квартала еще неоднократно пересмотрят.

То есть финансирование в 2024 году может примерно на 4,8% превысить фактические вложения в БКД и комплексный план в 2023‑м. Это можно считать позитивным результатом, который сгладит снижение вложений в «неавтодорожные» проекты, но из‑за достаточно высокой отраслевой инфляции объемы реального строительства будут несколько меньшими, чем годом ранее.