
Законопроект с поправками в Закон «О бюджете на 2024 г. и плановый период 2025 и 2026 гг.», а также поправками в Налоговый и Бюджетный кодексы 3 июня внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ.
Так, статьи 85 и 86 ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» дополняются пунктами 7 и 6 соответственно, в которых ограничивается предельный уровень ежегодного размера расходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета) по концессионным соглашениям, соглашениям о ГЧП (МЧП), включая возмещение при их досрочном расторжении, по договорам финансовой аренды (лизинга) в размере не выше 10% собственных доходов субъекта РФ (местного бюджета).
Кроме того, в статье 107 пункты 4 и 5 соответственно излагаются в измененном виде, ограничивая предельный объем госдолга субъекта РФ (муниципального), который не должен превышать 100% собственных доходов субъекта РФ (муниципального образования) (для дотационных регионов – 50%) за вычетом средств, необходимых для исполнения соглашений о ГЧП (МЧП), в том числе возмещения при их досрочном расторжении, исполнения финансовой аренды (лизинга).
Данные ограничения не распространяется на концессионные соглашения, соглашения о ГЧП (МЧП) и договоры финансовой аренды (лизинга), заключенные до 1 января 2024 г.
АИИК категорически против предложенных поправок в Бюджетный кодекс РФ. Их принятие без обсуждения с деловым сообществом рынка ГЧП и учета его позиции может негативно сказаться на всем рынке инфраструктурного строительства, привести к дефолтам по уже реализующимся инфраструктурным проектам, заключенным после 1 января 2024 г.
Таким образом реализация региональных инфраструктурных проектов становится высоко рискованным предприятием для частных инвесторов и кредиторов, т. к. не позволят спрогнозировать возвратность своих инвестиций – они всегда будут под риском того, что 10% от дохода субъекта или муниципалитета РФ в конкретном году не хватит для обслуживания долга государственного партнера.
Предложенные поправки в Бюджетный Кодекс РФ создают риск достижения национальных целей и задач, поставленных Президентом РФ Владимиром Путиным в Указе Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
АИИК начал совместную работу с привлечением делового сообщества для выработки наиболее эффективных решений с целью исключения норм, которые могут негативно повлиять на запуск новых и реализацию текущих проектов в сфере ГЧП (МЧП).
Стоит особо отметить, что в августе 2023 г. АИИК направляла письмо в Департамент экономического развития и финансов Правительства РФ с указанием, что принятие данных поправок повлечет некорректность бюджетного планирования, приостановку реализации концессионных проектов и существенное увеличение отказов концедентов от исполнения финансовых условий по заключенным соглашениям.