НФИК состоялся 23 апреля уже в третий раз, став интеллектуальной площадкой для представителей органов власти, крупнейших компаний в сфере транспортного строительства, финансового сектора, промышленности и ведущих отраслевых экспертов.
Организатор форума – Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке госкомпании «Автодор».
Модератором пленарного заседания «Инфраструктурное строительство: основные приоритеты» выступила генеральный директор НАИК Мария Ярмальчук
Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин отметил значимость инфраструктурных компаний и поблагодарил их за плодотворную работу, проделанную с 2020 по 2023 год совместно с Администрацией Президента и Правительством.
«Нам вместе удалось сделать очень многое для развития дорожно-транспортной отрасли и обеспечения устойчивого развития страны. Итоговые рекордные цифры говорят сами за себя. Продолжаем также очень важную работу по сокращению инвестиционно-строительного цикла. В перспективе срок реализации строительных проектов от идеи до регистрации права собственности не должен превышать 1 тыс. дней, кроме сложных и уникальных объектов. Кроме этого, считаю ключевой задачей на ближайшие годы на 22% поднять производительность труда. Мы утвердили и актуализировали пятилетний план дорожного строительства, есть также задача составить конкретную программу деятельности до 2030 года и сделать прогноз до 2036 года», – сказал Марат Хуснуллин.
- Рост по объему строительных работ, включая дорожные, составил 27%.
- Построено, реконструировано и приведено в нормативное состояние 114 тыс. км дорог, уложено более 668 млн кв. м асфальтобетона.
«Чтобы выйти на показатели национальной цели развития, необходимо построить более 1 млрд кв. м жилья…. построить около 11 тыс. км новых дорог и улично-дорожной сети, уложить 1,6 млрд кв. м асфальта», – подчеркнул Марат Хуснуллин.
С 2010 года Госкомпания «Автодор» привлекла в дорожное строительство почти 1 трлн рублей частных инвестиций. Об этом заявил председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко.
В доверительном управлении Автодора находится почти 5 тысяч км дорог, из них более 3 тысяч — построено с нуля. Только в прошлом году было открыто движение по более чем 800 км новых дорог. Такие результаты по итогам 15-летия Госкомпании стали возможны, в том числе благодаря привлечению инвестиций. По словам Вячеслава Петушенко, с 2010 года по текущий момент привлечено порядка 1 трлн руб. частных инвестиций. В эту сумму входят заемные средства ФНБ, облигации и средства концессионеров.
Благодаря принятым Правительством РФ мерам в конце этого года с открытием обхода Твери и движения по М-12 до Екатеринбурга автомобилисты смогут комфортно, быстро и безопасно путешествовать. Расчетное время в пути от Казани до Екатеринбурга сократится на 50%, от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга на 45%. Это даст положительный экономический эффект для регионов, по которым проходит маршрут «Россия», отметил Вячеслав Петушенко.
Трасса М-12 «Восток» уже становится драйвером увеличения градостроительного потенциала и инвестиционной привлекательности субъектов прохождения. Последовательное развитие трассы до Тюмени и далее до Владивостока даст больше возможностей для путешественников и транспортных компаний.
Как заявили в Госкомпании «Автодор», внедрение инноваций в дорожном строительстве повысит производительность труда и снизит издержки.
В ходе сессии «Инновации в дорожном строительстве: далекое будущие или современная реальность» были представлены лучшие практики по внедрению новых технологий в дорожном строительстве.
Техничная политика Госкомпании «Автодор» при строительстве и эксплуатации дорог предусматривает внедрение новых решений – это позволяет снизить издержки и сократить сроки строительства.
Внедрение инноваций сначала проходит на опытных участках с оценкой эффектности. По итогам положительного результата готовятся предложения по стандартизации и широкого применения на сети дорог в России.
Так, генеральный директор ООО «Автодор-Инжиниринг» Константин Могильный рассказал об инновационном предложении компании по использованию местных материалов для устройства основания дороги. А представители Китая поделились своим опытом внедрения новых подходов.
По итогам сессии для более активного внедрения новых технологий в России будут сформулированы предложения от дорожного сообщества и переданы в федеральные органы власти.
Участие в сессии приняли 50 студентов профильных ВУЗов страны, в частности, РУТ МИИТ, МАДИ, МГСУ.
Кроме того, в рамках мероприятия был проведен конкурс среди студентов, победители которого получили памятные сувениры с логотипом Госкомпании «Автодор». Участник, набравший большее количество баллов, получил возможность пройти практику в Автодоре.
Генеральный директор холдинга «Автобан» Алексей Андреев: «Цифра, которая нужна на субсидирование процентной ставки, крайне мала и незначительна. Но она позволит запустить весь механизм».
Как отметила генеральный директор НАИК Мария Ярмальчук, «Автобан» – крупнейший концессионер в дорожной отрасли, у которого колоссальный опыт. А те проекты и структурирование, которое делает его команда, вызывают восхищение.
По словам Алексея Андреева, отрасль – это не только бюджет, это заказчики, подрядные и эксплуатирующие организации, те, кто содержит дороги. Это живой организм.
Руководством страны поставлена задача в 2024 году сохранить финансирование на транспортную инфраструктуру на уровне не меньше, чем в 2023 году. Сложность текущих бюджетных ограничений возможно компенсировать благодаря привлечению денежных средств из банковского сектора в рамках 115-ФЗ.
По словам Алексея Владимировича, банки проявляют высокий интерес к финансированию концессионных проектов, а также имеют для этого необходимый запас ликвидности. Это поможет дорожной отрасли сохранить высокие темпы строительства опорной сети скоростных дорог, соединяющей города-миллионники и развивающей экономику страны.
Также глава холдинга в очередной раз обратил внимание дорожного сообщества на важность сохранения объемов строительства и ввода магистралей. Как правило, снижение объема работ у крупных игроков строительного рынка ведет за собой снижение объемов и в других задействованных в возведении дорог отраслях.
Это связано с тем, что на одного человека, занятого дорожным строительством, приходится до 11 рабочих мест в смежных отраслях. Поэтому экономический ущерб от сокращения темпов дорожного строительства может стать колоссальным.
«С рисками можно справиться, только привлекая банки – это единственный путь, по которому нужно идти. Банки, заказчики, транспортные строители готовы. Если посчитать, то цифра, которая нужна на субсидирование процентной ставки, крайне мала и незначительна. Но она позволит запустить весь механизм», — резюмировал Алексей Андреев.
Фото: Николай Кушниренко, «Автомобильные дороги»