В Москве прошел первый Форум «Строим Россию!»

1.07.2024

Организаторами форума выступили Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК) и Ассоциация инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК).

Дискуссионная площадка объединила представителей власти, бизнеса и общественности для обсуждения основного вопроса — создание комфортных условий жизнедеятельности граждан.

Участники обсудили перспективы развития строительного и транспортного комплексов России:

  • финансирование и реализацию инфраструктурных проектов,
  • меры поддержки господдержки отрасли жилищного строительства,
  • новые национальные проекты.

Как отметил Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, для создания развитой инфраструктуры необходимы совместные усилия государства и частных инвесторов.

Он подчеркнул, что инфраструктурные проекты обладают значимым мультипликативным эффектом – на 1 вложенный рубль инвестиций в транспортную инфраструктуру экономика впоследствии получает до 5 рублей прироста ВВП за счет прямых и косвенных эффектов.

Так, за последние 5 лет в стране было построено 1,2 тыс. км федеральных скоростных автомобильных дорог суммарной стоимостью 1,66 трлн руб. Таким образом среднегодовой объем рынка составил порядка 332 млрд руб.

Причем строительство дорог затрагивает множество смежных отраслей, включая технику и материалы, услуги и логистику.

«Вложение в инфраструктуру: социальную, ЖКХ, железные и автомобильные дороги, порты, аэродромы – это вложение в будущее страны, высокий темп ее развития отражается на качестве жизни граждан и конкурентоспособного бизнеса», — подчеркнул Александр Шохин.

В то же время, очевидно, что в условиях бюджетных ограничений не обойтись без таких механизмов привлечения частных средств, как концессии и ГЧП.

Так, в ГЧП общий объем законтрактованных инвестиций составляет 4,8 трлн руб., а по итогам 2023 г. заключен рекордный почти 1 трлн новых соглашений и инвестиций.

Механизмы ГЧП и концессий крайне важны для инвестиционной активности – они позволяют привлечь предпринимателей, которые создают новые рабочие места, развивают инфраструктуру территорий, в конечном итоге приводя к улучшению качества жизни граждан.

Успешный запуск и последующая реализация масштабных капиталоемких инфраструктурных проектов, как с частными инвестициями, так и с бюджетными вливаниями, позволит создать до 400 тыс. рабочих мест и улучшить качество жизни для 70-80 млн человек.

Как отметил Александр Шохин, бизнесу нужны реальные механизмы вовлечения. Однако новый законопроект Минфина, ограничивающий расходы регионов и муниципалитетов по механизму ГЧП и концессиям не выше 10% их годового объема доходов, одобренный в I чтении в Госдуме, идет в разрез со стратегиями развития отраслей.

«Новыми поправками Минфин РФ делает невозможным финансовое участие концедента в концессиях по широкому кругу объектов концессионных соглашений, в частности, по объектам транспортной и автодорожной инфраструктуры. Также от них могут пострадать и строительные компании, которые работают на объектах ГЧП, и, по сути, становится невозможной реализация концессий в сфере IT, космоса, военной, с/х, газоснабжения, инженерной с бюджетным участием государства», — подчеркнул Александр Шохин.

Кроме того, возникают риски приостановки реализации проектов в сфере ЖКХ, поскольку концессионное соглашение — это практически единственный механизм передачи объектов ЖКХ частному инвестору для осуществления их реконструкции.

В свою очередь министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин сообщил, что бюджетные ограничения всегда были, при этом всегда все понимали, как привлечь финансирование. Также поставленные задачи всегда выполнялись.

«Приоритизация неизменно стояла в выполнении комплексных проектов, которые необходимы регионам», — подытожил Ирек Файзуллин.

Как сообщил генеральный директор АО «ДСК «АВТОБАН» Алексей Андреев, около 3 трлн руб. банки могут вкладывать в инфраструктурное строительство. Однако существуют барьеры в виде отсутствия политической воли и высокой процентной ставки.

«К решению проблемы можно было бы привлечь различные механизмы, но на «стопе» стоит Минфин. Бюджетный период планирования сегодня составляет 3 года, в то время как срок реализации концессионных соглашений — 15-20 лет. Нет политической воли, которая могла бы дать жизнь этим проектам. И в этом основные риски», — подчеркнул Алексей Андреев.

В свою очередь руководитель подразделения ГЧП и инфраструктуры АО Банк ДОМ.РФ — член Правления АИИК Любовь Бараблина отметила, что законодательные ограничения, которые предполагается ввести в части расходов бюджетов регионов и муниципалитетов, могут создавать препятствия для реализации значимых инфраструктурных проектов.

«На ГЧП и концессии предполагается ограничить обязательства субъектов в пределах 10% их годового дохода. В регионах не будет стимулов развивать концессии и механизмы ГЧП, так как сложно оценить перспективную бюджетную нагрузку на момент заключения концессии», — подчеркнула Любовь Бараблина.

О том, что на базе АИИК нужно создать инструмент, который позволит абсорбировать денежную массу, скопившуюся у населения, для развития инфраструктуры, заявил Президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой.

По его словам, сегодня, в условиях жесткого ограничения расходов бюджета, приходится каждый раз доказывать необходимость транспортной инфраструктуры. При этом сегодня свободная ликвидность банков перестает расти.

«Единственное, где этот показатель увеличивается — вклады населения. Сегодня на них находится около 70 трлн руб. Необходимо на базе АИИК создать Фонд развития инфраструктуры, чтобы абсорбировать эту денежную массу, скопившуюся на руках у населения, для создания развитой инфраструктуры в стране», — отметил Владимир Косой.

Причем, как подчеркнула генеральный директор НАИК Мария Ярмальчук, важно предложить не только действенные, но и безопасные механизмы.