
Руководитель проектов «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Татьяна Колодина рассказала, каковы перспективы и основные риски развития сегмента промышленного ГЧП в ближайшем будущем.
«Отмечу, что развитие нового сегмента в ближайший год будет зависеть от активности и интереса частных партнеров, финансового участия государства, а также условий денежно-кредитной политики», — отметила эксперт.
При этом существует риск двойного толкования для проектов, предполагающих выплаты на стадии эксплуатации в формате возмещения недополученных доходов (механизм минимального гарантированного дохода). Для проектов, структурированных с использованием МГД, капитальный грант формально не должен превышать 50% средств, необходимых на стадии строительства. А для сохранения своего права собственности инвестор должен компенсировать расходы публичного партнера в рамках соглашения и возникшие из-за его прекращения убытки.
«В нашем базовом сценарии развития промышленного ГЧП в первый год существования после принятия поправок в законодательство (т. е. к августу 2025 г.) могут быть подписаны соглашения на общую сумму планируемых инвестиций примерно 120–160 млрд руб., а в оптимистичном сценарии – на сумму свыше 280–400 млрд руб. В основе обоих прогнозов лежит также предположение, что соглашения о ГЧП будут заключать лишь для части проектов, подпадающих под критерии технологического суверенитета».
Согласно оценкам банка, основные риски развития сегмента промышленного ГЧП в первый год после принятия регуляторных изменений могут быть связаны:
- со сложностями дорогого заемного финансирования,
- с конкуренцией с уже существующими инструментами,
- с низкой активностью частных партнеров.
Полноценные выводы о работе промышленного ГЧП можно будет делать через 3-4 года, когда будут настроены все основные процессы, а также запущены и даже частично реализованы первые проекты.