
Об этом заявила Член совета директоров АО «Донаэродорстрой», Член Правления АИИК Ольга Бабина.
Положительные аспекты:
- Финансовая устойчивость:
Законопроект нацелен на согласование масштабов концессионных проектов с финансовыми возможностями регионов. Это позволит предотвратить излишнюю нагрузку на региональные бюджеты и снизить долговые обязательства. Положительно стоит отметить, что устанавливаемые ограничения на обязательства по соглашениям ГЧП (МЧП) и КС не касаются субъектов Российской Федерации, не получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это позволит регионам, обладающим более стабильными финансовыми ресурсами, продолжать реализацию проектов без дополнительных ограничений.
- Финансовая целесообразность:
Уменьшение финансовых рисков позволит регионам более осторожно подходить к выбору проектов, ориентируясь на долгосрочную масштабность развития инфраструктуры. Введение реестра действующих бюджетных обязательств, связанных с выполнением соглашений ГЧП (МЧП) и КС, а также механизм градации и оценки проектов по уровню их окупаемости с определением предельных лимитов финансового участия концедента, способствует более прозрачному и систематизированному учету обязательств и внедрению единого подхода к их заключению. Это также должно способствовать повышению качества управления проектами и минимизации рисков.
Негативные аспекты:
- Ограничение развития:
Существует риск, что ограничение возможностей в финансировании регионами проектов может тормозить реализацию крупных и важных инфраструктурных проектов, реализуемых посредством механизмов ГЧП. Касаемо проектов в сфере автодорожного строительства, реализуемых на федеральном уровне, данный законопроект влияния не окажет.
- Снижение инвестиций:
Данный законопроект может привести к снижению количества и качества инфраструктурных проектов, в том числе в автодорожном строительстве. Вероятно, даже от регионов, не получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, не стоит ожидать увеличения количества реализуемых проектов с использованием механизмов ГЧП (МЧП) и КС. Однако стоит внимательно отслеживать политику субсидирования инфраструктурных проектов, предлагаемую федеральным правительством.
- Недостаточная проработка законопроекта:
«В текущей редакции законопроект имеет неоднозначные трактовки, что может сделать его применение затруднительным и, как следствие, привести к невозможности реализации даже тех проектов, которые соответствуют заявленным параметрам.
Таким образом, проект требует детального анализа и дискуссий с участием всех заинтересованных сторон — от инвесторов до региональных властей и общественных организаций. Важно найти баланс между необходимостью обеспечения финансовой устойчивости и реализацией масштабных проектов, способных улучшить инфраструктуру и экономическое состояние регионов. Также нужно учитывать специфику механизмов ГЧП (МЧП) и КС, а также риски, которые в основном ложатся на публичную сторону соглашений и зависят от уровня квалификации и профессионализма сторон«, — резюмировала Ольга Бабина.