Законопроект, ограничивающий расходы субъектов по механизму ГЧП не выше 10% их годового объема доходов, направлен Президенту России

11.07.2024

Законопроект с поправками в Закон «О бюджете на 2024 г. и плановый период 2025 и 2026 гг.», а также поправками в Налоговый и Бюджетный кодексы был внесен 3 июня на рассмотрение в Государственную Думу РФ (ГД РФ).

9 июля документ был одобрен Государственной думой во II чтении, 10 июля – в III чтении, а позже – и Советом Федерации.

По итогам совместной работы с органами власти удалось несколько смягчить положения, принятые в I чтении. А именно:

  • ограничения начнут распространяться на соглашения, заключенные с 01.01.02025 (на год позже);
  • определить, что проверка на достаточность бюджета будет проводится единожды на этапе принятия решения о заключении (ранее была ежегодная проверка);
  • ограничения распространяются только на субъекты и муниципалитеты, получающих дотации на выравнивание бюджета (ранее распространялся на всех);
  • порядок определения учитываемого государственного долга будет определен Правительством РФ (ранее не было детализировано);
  • в объем ограничений органами власти добавлены капитальные гранты (ранее учитывалась только плата концедента).

Несмотря на частично учтенные в законопроекте предложенные АИИК поправки, Ассоциация продолжит работу с органами власти для снятия оставшихся значительных ограничений, носящих угрожающий характер для рынка ГЧП проектов. Таких как:

  • к объему учитываемых при оценке достижения ограничений добавлен капитальный грант,
  • сохранился не обязательный характер исполнения ранее взятых органами власти обязательств в случае превышения установленного ограничения,
  • сохранилось ограничение по объему государственного долга, с учетом общего объема обязательств, возникающих при исполнении соглашений по данным годового отчета об исполнении бюджета, который должен соответствовать ограничениям.

В совокупности данные ограничения носят непредсказуемый и опасных характер на всем протяжении реализации инфраструктурных проектов.

Поправки коснулись также 115-ФЗ и 224-ФЗ: сведения об указанных ранее обязательствах будут включаться в реестры обязательств, возникающих при исполнении КС и СГЧП (СМЧП). Реестры будут размещаться Минфином России.

«Одобренный Госдумой и Советом Федерации проект изменений в Бюджетный кодекс, предусматривающий ограничение расходов регионов на проекты концессий и государственно-частного партнерства (ГЧП), изначально вызвал серьезные опасения у участников рынка. Предложенное ограничение может повлиять на реализации проектов для лидирующих в этой сфере регионов и сделать механизмы ГЧП и концессий непривлекательными для инвесторов.

Напомню, миссия Ассоциации – в выработке консолидированной отраслевой повестки и совершенствовании механизмов внебюджетного финансирования и ГЧП в сфере инфраструктурного строительства. Поэтому АИИК продолжит совместную работу с привлечением делового сообщества, чтобы выработать наиболее эффективные решения и исключить нормы, которые могут негативно повлиять на запуск новых и реализацию текущих проектов в сфере ГЧП», — подчеркнула исполнительный директор Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов Марина Шурлаева.